30.04.2014 09:38
Экономика

В Кемеровской области ужесточили борьбу с таксистами-нелегалами

Кузбасские таксисты не выдерживают конкуренции с нелегалами
Текст:  Марина Кларисс (Кемерово)
Российская газета - Экономика Сибири: №0 (6370)
В Кузбассе ужесточили борьбу с нелегальными таксистами, которых в народе называют "бомбилами". На днях в регионе завершился очередной рейд ГИБДД. Однако, по мнению экспертов, одними карательными мерами проблему не решить - надо законодательно отрегулировать деятельность сетевых диспетчерских компаний.
Читать на сайте RG.RU

Юридическое прикрытие

По официальным данным, в Кемеровской области выдано около семи тысяч разрешений на частный извоз. По оценкам же профессионального сообщества перевозчиков, таксистов вдвое больше. А на самом деле никто точно не знает, сколько именно. Вычислить "бомбил" очень сложно: рациями они давно не пользуются, и заказы от диспетчеров получают на обычный смартфон, никаких опознавательных знаков их личные авто не имеют, а расчет ведется исключительно наличными.

Единственный способ поймать нелегала с поличным - это "контрольная закупка", однако и здесь есть свои сложности. Так, например, одна из сетевых служб такси (зарегистрированная в другом регионе) на этот случай уже разработала пошаговую инструкцию, в которой детально прописано, как себя вести и что писать в протоколе, если не повезло "нарваться" на контролера. Компания заверяет, что если действовать по этой внутренней инструкции, то юридическая защита таксисту будет обеспечена. Такая "напоминалка" приходит на сотовый телефон нелегала еженедельно.

В Москве пресекли деятельность 20 тысяч нелегальных такси

Отобрать орудие производства

В региональном ГИБДД по традиции делают ставку на рейды: так, за прошедшую неделю административные взыскания были наложены на 463 водителей. Но самой действенной мерой, по мнению гаишников, становится привлечение к ответственности за незаконное предпринимательство. Так, в отношении 33 водителей были "применены обеспечительные меры" - проще говоря, у них отобрали автомобили, которые поставили на платную штрафстоянку, до вынесения судебного решения.

Официально трудоустроенные таксисты эти действия приветствуют. Напомним, что в прошлом году в Кузбасской торгово-промышленной палате на собрании гильдии "Такси Кузбасса" представители транспортного сообщества сочли конфискацию очень действенным способом борьбы с нелегалами и сетевыми компаниями, работающими в других регионах и сотрудничающими с простыми автолюбителями.

Однако опрошенные корреспондентом "РГ" юристы уверены, что изымать автомобиль у физического лица незаконно. Транспортное средство могут конфисковать только в рамках расследования уголовного дела или при отсутствии на него документов. В 2012 году в Госдуме РФ рассматривались поправки в КоАП, ужесточающие наказание для "бомбил". Именно тогда шла речь о конфискации личного автомобиля. Депутаты ссылались на опыт Республики Беларусь, где эта мера зарекомендовала себя как очень эффективная. Но поправки так и не были внесены, поскольку они вступали в противоречие с рядом федеральных законов.

Кредиты и голодные дети

У "бомбил" же - своя правда.

- Люди идут таксовать в основном от безысходности - в связи с потерей работы или переводом на неполную занятость. Почти у каждого "бомбилы" есть невыплаченный кредит или ипотека, - рассказывает бывший нелегальный таксист Юрий. - Я сам остался без работы и без денег, а сидеть дома на шеи у жены было стыдно. Решил попробовать, пока снова не трудоустроюсь на постоянной основе, чтобы деньги на продукты хотя бы были. Те, кто оказался в тяжелой финансовой ситуации, вообще проводят за рулем сутки напролет, спят в машинах в ожидании заказов. Мне удалось поработать в двух крупных сетевых компаниях, и с уверенностью могу сказать, что это не "бомбилы" зарабатывают на пассажирах, а сетевики на "бомбилах".

По словам Юрия, такие компании ничего не вкладывают в свой бизнес, все расходы - это программное обеспечение для смарфонов и крохотные зарплаты диспетчеров. Вопросы безопасности никого не волнуют в принципе.

- При трудоустройстве у меня попросили паспорт, водительское удостоверение, полис ОСАГО, свидетельство о регистрации транспортного средства и сфотографировали машину. Медицинскую справку не просили, никакого предрейсового осмотра нет. Самая распространенная схема оплаты - ты кладешь деньги на телефон, и с каждой поездки с тебя снимают десять-пятнадцать процентов от стоимости поездки. Пассажир расплачивается с тобой наличкой, которую ты забираешь себе. Нет поездок - со счета деньги не снимаются. Но если ты принял заказ, а потом отказался от него, - штраф, который может превышать стоимость самой поездки. Как правило, в сетевых компаниях люди таксуют несколько месяцев и бросают. Кто-то находит постоянную работу, кто-то понимает, что здесь не заработаешь. Либо, наоборот, водитель "обрастает" своим клиентами, которые ему платят, поэтому нет смысла светиться и делиться деньгами с сетевой компанией, - раскрывает подробности Юрий.

По расчетам таксистов-любителей, заработать обещанные тридцать тысяч рублей в месяц в сетевой компании можно, только если выполнять минимум семнадцать-двадцать заказов в день, то есть проводить за рулем больше десяти часов кряду. Говорить о безопасности в таких условиях, разумеется, не приходится.

Взяться за диспетчеров

На прошлой неделе депутаты областного Совета Кемеровской области обратились в Госдуму. "В органы государственной власти Кемеровской области постоянно поступают жалобы от легальных перевозчиков о большом наличии нелегальных такси в регионе, а также о низком качестве перевозок при заказе автомобиля через сетевые диспетчерские службы. Усилия органов власти по пресечению деятельности нелегальных перевозчиков дают точечные результаты и не несут масштабного и системного характера. Количество нелегальных перевозчиков в сфере такси неуклонно растет. Более того, начался переход легальных таксистов в нелегальные", - говорится в обращении.

При этом, по словам кузбасских депутатов, деятельность диспетчерских служб законодательством не урегулирована. Ни в одном нормативном правовом акте не введено понятие этого вида деятельности и не определены четкие требования к безопасности перевозок. Вся ответственность за нелегальные перевозки пассажиров возлагается только на водителя.

Действующая нормативная база ставит неофициальный бизнес в более выгодное положение, так как штраф, который может заплатить нарушитель за незаконную предпринимательскую деятельность, составляет от 500 до 2 500 рублей, а штрафы для легальных перевозчиков варьируются от 10 000 до 100 000 рублей. "Отсутствие определенного правового статуса диспетчерских служб в сфере перевозок легковым такси нарушает права законопослушных предпринимателей и формирует недобросовестную конкуренцию", - констатируют парламентарии и просят коллег из Госдумы сбалансировать штрафные санкции за нарушение требований законодательства к осуществлению перевозок пассажиров и за предпринимательскую деятельность без специального разрешения.

Экономика Кемеровская область Сибирь