Неделя мастер-классов для влюбленных в балет подростков разных стран, слетающихся в Петербург за "Russian Vaganova School", сочетается с выступлениями известных мировых трупп, а финальный звездный гала венчается вручением премий авторитетного жюри.
Фестиваль Dance open не снобствует, приглашая в программу артистов из соседнего отдела того же цеха: в концертах балетных звезд зажигают танцовщики фламенко и техничные рокеры. В результате Dance Open оставляет чувство, что весь балетный мир - большая и дружная семья, в которой есть мэтры (жюри и худруки трупп), активные взрослые (артисты) и новое поколение (стажеры мастер-классов), а границ и языков нет совсем. В хорошей семье делятся друг с другом умением танцевать, меньше конкурируют, больше дружат и общаются с тем большим удовольствием, что встречаются наверняка лишь раз в году. Как же дружба коллег сочетается с вручением премий?
В отличие от монструозного собрата, Московского международного конкурса артистов балета, Dance open не оглядывается на политику и не упивается собственной серьезностью. Номинации названы не без шика "мисс и мистер Виртуозность", "мисс и мистер Выразительность", лучший дуэт, приз зрительских симпатий и Гран при. Согласитесь, звучит приятнее, чем "вторая премия и диплом в старшей группе", да и не обидно, раз нет расстановки на пьедестале. К тому же за участие в гала-концерте Dance open честно платит артистам гонорар (в отличие от пафосного московского фестиваля-конкурса Бенуа де ла данс, зовущего выступать "за престиж"), селит в роскошном отеле Corinthia, холит и лелеет. Так что раздача призов получается непривычно добродушной. Но получить приз всегда приятно, тем более, что хрустальная статуэтка - реплика бронзовой отливки со слепка ноги великой балерины Анны Павловой. Сделанный в 1913 году бронзовый оригинал живет в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства, а хрустальную реплику счастливчики-артисты развозят по миру.
"Мисс Выразительностью" в этом году стала модная солистка Американского балетного театра, крупная красивая мулатка Мисти Копланд. Номер для гала у нее был не бог весть каких достоинств, сделанный ее хорошо известным в России коллегой Марсело Гомесом номер на музыку Паганини из серии "только для друзей". "Мистер Выразительность" достался легкому, прыгучему Владимиру Шклярову из Мариинки, едва не завалившему поддержки партнерши.
"Мистера и мисс виртуозность" отдали оптом паре из Большого Кристине Кретовой и Семену Чудину, которые и выглядели очень достойно (чего стоит одна лишь идеальная устойчивость балерины), и танцевали раритет. Известный любитель архивов русской балетной старины и по совместительству худрук фестиваля Василий Медведев поставил им большое па де де "Электрик" из балета Мариуса Петипа "Синяя борода". От позабытой постановки, по его же признанию, в архивах сохранилось немного, но оживленная фантазия "по мотивам" оказалась очень симпатичной.
Лучшим дуэтом признали многократно обласканную фестивалем Dance open солистку Берлинского балета Яну Саленко и ее партнера американца Джозефа Гатти. А с ними могла бы поспорить пара приписанных к Норвежскому балету невысоких кубинцев - невероятно техничная прима Йоланда Кореа и ее партнер Йоэль Кареньо, танцевавшие Диану и Актеона в хореографии Вагановой. Впрочем, партнеру отдали приз зрительских симпатий: от его сумасшедших и будто безусильных каскадов прыжков зал глухо стонал. Субтильный голландец Реми Вортмейер тоже был избран зрителями, но тут уж сработало обаяние.
Гран при Dance open достался приме Национального балета Нидерландов Анне Цыганковой. Когда-то у талантливой балерины из Сибири не сложился роман с Большим театром. Потому ли или по какой-то другой причине большую часть благодарственной речи она произнесла на английском, но все ее поняли: хорошо хотя бы раз в году собираться вместе, смотреть, кто что делает, и ощущать себя полноценным сообществом.