Рекордные цифры
Председатель Ассоциации "Теплицы России" Аркадий Муравьев, анализируя ситуацию в целом, отметил, что в 2013 году было построено свыше 150 гектаров современных теплиц.
- Это рекорд, который превышает показатели даже советских лет, - подчеркнул он. - И тенденция к приросту сохраняется. Валовой сбор тоже был максимальным: никогда мы не производили 615 тысяч тонн овощей.
Аркадий Муравьев назвал несколько регионов-лидеров и отметил, что в них размещено 250 гектаров теплиц, всего же в России площадь земель под овощами закрытого грунта почти в десять раз больше. Однако, несмотря на такие показатели, на рынке все равно преобладает импорт.
- В минувшем году в страну официально ввезли более миллиона тонн тепличных овощей, - отметил эксперт. - На это было затрачено свыше 40 миллиардов рублей. Это данные Федеральной таможенной службы. Реальные цифры гораздо больше: значительную часть продукции в Россию завозят по серым и черным схемам. Думаю, что импортные овощи закрытого грунта в структуре потребления россиян занимают не менее 70 процентов.
Аналитик подчеркивает, что развивать отечественное производство просто необходимо: привозные помидоры, огурцы и зеленные культуры зачастую не отвечают параметрам качества.
- До 2020 года мы должны увеличить валовой объем на полтора миллиона тонн овощей, а для этого нужно построить не менее четырех или пяти тысяч гектаров теплиц, - заявил Аркадий Муравьев. - Задача амбициозная, и справиться с ней можно только консолидируя усилия.
Прыжок через барьер
Владельцы тепличных хозяйств подчеркнули, что вытеснить импорт с российского рынка им вполне по силам. Причем главную поддержку отечественному продукту оказывает именно потребитель.
- Люди уже разбираются в тепличных овощах и отличают наш товар от заграничного: их огурец может лежать в вакуумных упаковках столько, сколько нужно, но купишь его - он завтра же в холодильнике превратится в зеленое месиво, - отмечали участники совещания. - Только таких огурцов пока на рынке гораздо больше, чем наших.
- Да, нам с этими теплицами явно не по пути, - сказал Аркадий Муравьев. - Они активно работают с пестицидами, а потребитель получает продукцию в значительной части ядовитую. Но помимо заграничных производителей есть и те, кто вредит развитию тепличного хозяйства уже здесь, в России. Это бесконтрольные китайские теплицы. К примеру, в Челябинской области их масса. Но мы ничего не знаем об их технологиях, о том, с какими удобрениями они работают.
Собственники тепличных хозяйств, анализируя ряд проблем, с которыми им приходится сталкиваться, отметили: за четыре-пять лет цена на газ выросла в 2,8 раза, а стоимость продукции поднялась всего на 42 процента. В то же время высокая стоимость энергоносителей в настоящее время ограничивает даже не так, как, например, нехватка кадров. Новые технологии, по которым работают современные теплицы, вынуждают специалистов полностью переучиваться.
Владелец одного из белгородских тепличных хозяйств Александр Тарасов восклицает:
- Я четко понимаю, что агроном-овощевод и агроном по выращиванию овощей закрытого грунта - это два разных специалиста. Мы готовили своих работников сами, и их ошибки приводили к многомиллионным убыткам.
Именно поэтому на базе тепличного комплекса в Белгороде его владельцы открыли центр по подготовке кадров.
- К счастью, не только здесь начали готовить специалистов, - добавил Аркадий Муравьев. - В Тимирязевской сельхозакадемии будет 20 бюджетных мест для обучения.
Без поддержки сверху
В этом смысле неприятным откровением стало заявление представителей отрасли о том, что рост строительства теплиц и, как следствие, производства овощей закрытого грунта может остановиться в один миг. Для дальнейшего развития отрасли нужны дополнительные инвестиции.
- Проектное строительство теплиц, к сожалению, пока не получило господдержку, - отметил Аркадий Муравьев. - Те тепличные комбинаты, которые занимались модернизацией, укрепляя базу, готовы идти дальше, только вот заложить уже нечего.
- У нас тоже были определенные надежды на господдержку, - заявил и Александр Тарасов. - Мы говорим о продовольственной безопасности страны, но в той же Турции - 20 тысяч гектаров теплиц, а у нас - две тысячи. Какого бы качества не были их овощи, у них они есть. Я считаю, что нужно решать проблему на всероссийском уровне. Увы, у нас не отработан механизм взаимодействия с банками. Почему за рубежом кредитным учреждениям можно участвовать в инвестировании средств в бизнес-проекты, а у нас - нет?
Александр Тарасов подчеркнул, что в таких проектах долю банка - его акции - можно со временем выкупить. Таким образом, выигрывают все - и предприниматели, и финансисты, средства которых будут инвестированы в экономику. Идея понравилась почти всем, но понятно, что тепличные хозяйства больших денег инвестору пока не принесут.
- Идея прекрасная, - подчеркнул руководитель одного из белгородских банков Николай Незнамов, согласившись с тем, что аграрии вынуждены развивать бизнес в сложных условиях. - Но она насколько хороша, настолько и неосуществима. Все дело в законодательстве, нормы которого в принципе оправданы. Банковская деятельность должна быть прозрачна, а банк - надежным. Мы привлекаем деньги вкладчиков и рисковать ими не можем. Если же инвестировать средства в бизнес, нужно преодолеть массу препятствий и быть уверенным в том, что ни одно положение закона не нарушено. Это очень сложно.
Как бы там ни было, пока владельцы тепличных комплексов настроены оптимистично. Рассчитывая на господдержку, каждый из них делает все возможное, чтобы развиваться и без нее. Впрочем, многие с надеждой вспоминают, что министр сельского хозяйства Николай Федоров, посетив в минувшем году белгородский тепличный комплекс, пообещал создать все условия для развития этой отрасли.