Законопроект с такими положениями будет рассмотрен Госдумой в первом чтении в конце мая. Он вносит поправки в закон о противодействии отмыванию доходов, а также в закон о госзакупках.
В России немало холдингов, работающих с контрактами госкомпаний, которые структурируют свою собственность в офшорах, рассказал "РГ" налоговый консультант Рустам Вахитов. Похоже, что дамоклов меч бюджетных интересов заносится все выше над таким бизнесом. Законопроект предусматривает введение единых принципов определения и фиксирования списка иностранных государств и территорий, являющихся офшорами. Сейчас же так называемый "черный список" Минфина является не законом, а приказом, регистрируемым в Минюсте, объяснил "РГ" эксперт в сфере налогообложения Антон Алешин.
Кроме того, законопроект вводит новое определение офшорной зоны, не предусматривающей раскрытие информации при проведении финансовых операций. Ей будет считаться любое государство, входящее в "черный список" Минфина, которое не только предоставляет льготный налоговый режим, но и не раскрывает России информацию о финансовых операциях. А под офшорной компанией предлагается понимать фирму, зарегистрированную в такой зоне, конечным владельцем которой является российская компания или гражданин.
Также вводится термин "компания с офшорной подконтрольностью". Таковой будет считаться российское предприятие, прямым или косвенным контролем которым обладает офшорная компания или несколько офшорных компаний. К ним может быть отнесена российская компания в форме ОАО, более 10 процентов акций которого находится в собственности офшорных компаний, а также ЗАО или ООО, более 30 процентов уставного капитала которых в руках офшорных игроков.
Если предложения депутатов будут приняты, то отечественные оффшорные компании не смогут экспортировать из России, к примеру, оборонные и стратегические товары и технологии. Им запретят не только приобретать акции предприятий, производящих военную продукцию, но и быть их управляющей организацией. Не видать им и субсидий не только федерального уровня, но также регионального и местного. Они не смогут кредитоваться и получать гарантии в госбанках. Им не позволят быть акционерами и управляющими организациями негосударственных пенсионных фондов.
Кроме того, будет существенно урезана их правоспособность, то есть способность вступать в сделки и заключать контракты. Для таких компаний установят запрет на покупку государственного и муниципального имущества через механизмы приватизации или банкротства. Они никогда не будут правопреемниками по обязательствам ликвидированных или реорганизованных фирм. Им также нельзя будет иметь дело с госкорпорациями и предоставлять товары и услуги ЖКХ тем компаниям, доля государственного участия в которых превышает 50 процентов.
Наконец, законопроект предусматривает обязанность российского правительства в течение года после принятия документа провести переговоры с государствами, с которыми у России имеются соглашения об избежании двойного налогообложения, чтобы добиться от них разрешения получать сведения о владельцах офшорных компаний. Народные избранники надеются, что все эти меры позволят увеличить доходную часть бюджета на 200 миллиардов рублей и снизят потери государства от незаконных сделок с землей, имуществом и другими активами.
Лучшей гарантией применения предложенных депутатами нововведений является тесное сотрудничество и информационное взаимодействие Росфинмониторинга, Росфинадзора и Федеральной налоговой службы (ФНС) друг с другом, убежден бывший работник ФНС, налоговый консультант Александр Захаров. "Необходимо заключать и новые соглашения об обмене информацией с иностранными государствами", - добавляет эксперт.
Сегодня у российских налоговиков нет полного комплекта необходимых инструментов контроля за выполнением тех норм, которые предлагают парламентарии, отмечает Рустам Вахитов. Такими инструментами должны быть не только соглашения об избежании двойного налогообложения, но и эффективные санкции. "Если бы российские заинтересованные лица, имеющие более одного процента акций в иностранных компаниях, как предлагает Минфин, ежегодно декларировались, то это существенно облегчило бы государству реализацию предложенных норм", - резюмирует эксперт.