"Санкции в современных условиях свидетельствуют о каком-то нездоровом политическом мышлении, - сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин, комментируя действия Вашингтона на мировой арене. - Соединенные Штаты пытаются сегодня не только сами ограничить сотрудничество с Россией, но и давят на все в той или иной мере зависимые от них страны. Дошло до того, что американцы запрещают западноевропейцам передавать России космические аппараты, построенные по российским заказам, если в них есть хоть что-то, сделанное в США. Американцы не дают разрешение на строительство на своей территории стационарных приемников сигналов ГЛОНАСС, и даже намекают, что Россия такого разрешения вообще не получит. По той будто бы причине, что эти станции могут выполнять разведывательные функции.
Теме ГЛОНАСС-GPS Дмитрий Рогозин уделил особое внимание. Дело в том, что еще в прошлом веке РФ и США договорились о том, что две глобальные спутниковые навигационные системы будут дополнять друг друга, работая в интересах гражданских потребителей. С этой целью в десяти субъектах Российской Федерации - от Калужской области до Южного Сахалина и Якутии еще в начале 1990-х годов было построено и введено в строй одиннадцать станций приема и передачи сигналов GPS. Мы рассчитывали на то, что и российские станции, когда ГЛОНАСС будет полностью введен в строй, появятся на территории США. И вот когда отечественная спутниковая система заработала, в Вашингтоне заявили, что российские станции будут не только обеспечивать коммуникацию навигационных сигналов, но и собирать некую разведывательную информацию - поэтому их появление в США недопустимо. Но ведь тем самым они признают, что и их станции в России, по сути, центры электронного шпионажа.
Дмитрий Рогозин заявил, что если переговоры с США по размещению станций ГЛОНАСС на территории США до 31 мая не дадут положительных результатов, работа станций GPS в России будет приостановлена с 1 июня. Впрочем, три летних месяца отведены интенсивным переговорам на самом высоком уровне. Если же и они завершатся ничем, то с 1 сентября работа станций GPS в нашей стране будет прекращена окончательно.
При этом, как подчеркнул вице-премьер, гражданские пользователи GPS не пострадают, качество навигационных услуг на территории России не ухудшится. Как известно, США закупают в России для нужд НАСА ракетные двигатели НК-33 и РД-180. Когда началась шумная кампания с санкциями, то американцы заявили, что откажутся от дальнейших закупок. Но быстро выяснилось, что аналогов у НАСА нет, и контракт решили не разрывать. Зато теперь появился повод занять принципиальную позицию уже нашей стороне.
Как заявил глава Роскосмоса Олег Остапенко, Россия сама может прекратить поставки ракетных двигателей НК-33 и РД-180 в США, если они будут использоваться в военных целях. То есть, будет выставлено категорическое требование: запускать с помощью российских двигателей в космос только аппараты мирного назначения. Даже спутники двойного назначения не могут выводиться на орбиты при помощи российских движков. Проблемы возникнут и у Пентагона, и у НАСА, так как практически все космические аппараты могут использоваться как в мирных, так и в военных целях.
Интересно, что в своих космических санкциях Соединенные Штаты не трогают МКС. Дело в том, что станция спроектирована так, что российский сегмент может спокойно работать без американского, а вот американский только в том случае, если функционирует российский. Конечно, как сказал Дмитрий Рогозин, мы ни в коем случае не станем сворачивать свою работу на МКС, под угрозу жизни астронавтов и космонавтов не поставим. До 2020 года все заявленные ранее планы по МКС будут выполнены. Но после двадцатого года, скорее всего, их существенно скорректируют.
Дмитрий Рогозин сказал, что нынешние действия США говорят о ненадежности этой страны как делового партнера при решении каких-то совместных задач, в том числе достаточно серьезных. Поэтому Россия будет более интенсивно искать новых партнеров среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Так что санкции, которые пытаются ввести США против нашей страны, в конечном итоге ударят бумерангом по интересам самих Соединенных Штатов.