13.05.2014 00:49
Экономика

За 8 месяцев существования проекта "ЭРА-ГЛОНАСС" построили 62 объекта

Российская Бизнес-газета - : №18 (947)
Читать на сайте RG.RU

Павел Кочнов, заместитель директора департамента прикладных решений компании "Техносерв":

Сегодня практически каждый водитель в повседневных поездках пользуется системами навигации. Конечно, пока мы чаще используем зарубежную систему GPS, но не надо забывать, что существует и продолжает развиваться российская спутниковая система геопозиционирования ГЛОНАСС, которая поддерживается в мобильных устройствах всех зарубежных производителей. Более того, на ее базе создаются важные для общества подсистемы, например, государственная автоматизированная система экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС", федеральный закон о функционировании которой вступил в действие 1 января 2014 года.

Государственная система "ЭРА-ГЛОНАСС" создается для сохранения жизни и здоровья пострадавших в ДТП и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах России. Базовая услуга системы - автоматическое информирование экстренных служб и координация их действий при чрезвычайной ситуации на дороге - будет бесплатной в течение всего времени эксплуатации автомобиля, оборудованного соответствующим терминалом. Терминал "ЭРА-ГЛОНАСС" войдет в штатную комплектацию автомобиля, его будет устанавливать автопроизводитель.

Как работает система? Терминал, встроенный в автомобиль, постоянно отслеживает сигнал спутников ГЛОНАСС и определяет текущие координаты автомобиля. При аварии и срабатывании датчиков удара автомобиля, терминал активирует модуль передачи данных, и используя сеть сотовой связи, отправляет в ближайший региональный центр системы "ЭРА-ГЛОНАСС" карточку вызова аварии. В ней указываются данные из ПТС машины: регистрационный номер, марка, цвет, VIN-номер. Если датчик подключен к ремням безопасности, то в карточку попадает информация о предполагаемом количестве людей в автомобиле. Кстати, терминал также оснащён кнопкой экстренного вызова, которую водитель может нажать при возникновении ЧС (например, преждевременные роды у жены). После передачи карточки вызова автоматически устанавливается голосовая связь с контакт-центром. Оператор контакт-центра уточняет, что произошло, помощь каких именно служб нужна и не было ли ложного срабатывания. Если вызов корректный, оператор передает его в Службу "112" вместе с уже сформированной карточкой инцидента, включая координаты автомобиля. Это позволяет всем службам сразу получить точную информацию об аварии и не тратить драгоценное время на выяснение необходимых данных: что, где, когда. Однако, если возникнет необходимость, оператор контакт-центра или мобильная бригада экстренной службы может повторно связаться с водителем с помощью функции обратной мобильной связи, которая, например, отсутствует в аналогичной европейской системе eCall.

Россия создаст наземные станции ГЛОНАСС в 36 странах

Система организована так, что вызов приходит в контакт-центр менее чем за минуту после аварии. Создание системы "ЭРА-ГЛОНАСС", считают эксперты, позволит за счет сокращения времени реагирования экстренных служб до 30% спасать ежегодно жизни более 4 тыс. человек. В системе задействовано несколько технологических стандартов: спутниковый (причем в "ЭРА-ГЛОНАСС" он двойной: и от спутников группировки ГЛОНАСС, и от западной GPS, что повышает точность и увеличивает надежность системы), мобильный (2G/3G) и международный стандарт передачи карточки вызова, который гармонизирован с аналогичной европейской системой eCall. Таким образом, водителям обеспечивается базовая услуга экстренного вызова и при выезде за рубеж. ЭРА - это сложная система, построенная на принципах MVNO, использующая для срочной доставки вызова ресурсы всех мобильных сетей в зоне аварии. Вызов, содержащий карточку вызова, технологически помечается специальной "меткой-маячком", которая обеспечивает ей приоритет доставки на всех операторских сетях, даже если сеть оператора загружена другим трафиком, сеть разорвет какие-то соединения, чтобы оперативно доставить вызов с "меткой" в контакт-центр.

Инфраструктура начала создаваться в 2011 году, при этом на разных этапах развития подрядчики применяли решения разных производителей и различной архитектуры. Задача 2013 года состояла в том, чтобы полностью сохранить уже вложенные инвестиции и завершить создание телекоммуникационной инфраструктуры. Собрать из всего этого конгломерата работающую систему - задача действительно комплексная. За 8 месяцев проекта пришлось построить 62 объекта и провести интеграционные работы на 80 узлах по всей территории РФ. По факту создан и функционирует первый полностью виртуальный государственный оператор.

Весь бюджет проекта "ЭРА-ГЛОНАСС" составляет 3,9 млрд руб., причем в 2013 году на него из федерального бюджета было выделено 1,7 млрд. Такие затраты, конечно, оправданы, ведь идет речь о сохранении человеческих жизней, но также можно с уверенностью сказать, что государственные инвестиции можно и нужно компенсировать, активно используя созданную инфраструктуру и под другие полезные сервисы. Согласно правилам Таможенного союза к началу 2016 года терминалами "ЭРА-ГЛОНАСС" должны быть оснащены все автомобили, используемые для коммерческих перевозок пассажиров (то есть такси, автобусы и так далее), а также мусоровозы и транспортные средства, предназначенные для перевозки специальных, опасных, тяжеловесных или крупногабаритных грузов. Более того, с 1 января 2015 года терминалами системы должны быть оснащены все новые модели автомобилей, выводящиеся на рынок России, а с 2017 года - вообще все новые автомобили, продающиеся на российском рынке.

С помощью системы можно оказывать и другие услуги. Так, страховые компании могут получать телематические данные о движении автомобиля за несколько минут до аварии, по которым со стопроцентной уверенностью можно будет установить скорость и траекторию движения автомобиля. А при наложении данных от всех участников аварии картина происшествия будет очевидной и правдивой. Это позволит страховым компаниям и дисциплинированным автолюбителям экономить и силы, и средства. Также интересен сервис контроля за водителями коммерческого транспорта, будь то водители дальнобойщики или водители общественного транспорта. Работодатели получат точные данные о прибытии машин в пункты маршрута, а водители будут ездить, соблюдая правила, уменьшая вероятность аварий и повышая безопасность всех участников движения. Еще один возможный сервис - контроль передвижения машин с опасным грузом. При необходимой настройке терминала он подаст своевременный сигнал об отклонении машины с маршрута или о незапланированной остановке. И это только малая часть того, как эффективно можно задействовать созданную государством мощную федеральную инфраструктуру проекта "ЭРА-ГЛОНАСС".

Связь