Большинство начинающих предпринимателей задумываются об организации сезонного летнего бизнеса. Предполагается, что в любом случае он всегда окупает себя и приносит прибыль. За одно лето можно заработать столько, что и на весь год будет достаточно. Кто-то даже успевает развить стартовое начинание во что-то более серьезное, например превратить летнее кафе или маленькую закусочную в хороший ресторан. А самое главное - вариантов такого бизнеса в Санкт-Петербурге очень и очень много.
- В летний период наиболее активную предпринимательскую деятельность ведут летние кафе как в городской части, так и вблизи водоемов и прочих мест отдыха. В Санкт-Петербурге особенно популярны виды бизнеса, связанные с использованием мобильного оборудования, причем как в области общественного питания, так и в других областях, например прокат Segway, продажа надувных шариков, работа уличных аттракционов для детей, аренда велотакси, - рассказал заместитель директора Центра развития и поддержки предпринимательства города Николай Яковлев.
Сезонный бизнес открывает неограниченные возможности на потребительском рынке. Это понимают не только начинающие индивидуальные предприниматели, но и владельцы уже вполне сформировавшихся и зарекомендовавших себя в предпринимательской среде Петербурга компаний. Многие крупные рестораны и центры отдыха ежегодно на лето создают свои "палаточные" филиалы в различных парках, центрах семейного отдыха, а сети фастфуда ставят свои точки на время массовых мероприятий.
Конечно, в большинстве видов сезонного предпринимательства присутствует немалая доля риска, из-за того что сложно просчитать спрос. В Петербурге этот вопрос стоит остро из-за весьма непредсказуемой погоды. Также в разгар сезона можно остаться без квалифицированного персонала (из-за очень ограниченного местного рынка сезонных работников) или необходимого помещения.
- Вопрос с кадрами таких предприятий стоит настолько остро, что многие предприниматели предпочитают все делать сами. Но тогда не получится расшириться. Поэтому договоренности на лето заключаются зимой. Вообще, те, кто живет только такими сезонными заработками, чаще всего готовятся к ним не просто заранее, а фактически сразу после окончания сезона, даже если впереди еще целый год. Кто считает иначе, скорее всего, останется ни с чем, - отметила Людмила Керендяхина, специалист Первого городского бизнес-инкубатора.
Но самое главное, летний бизнес - это всегда гонка со временем. Свернул его немного раньше - потерял хороший дополнительный доход. Свернул немного позже - и уже потерпел убытки. Если этого не учитывать, то лучше и не пытаться заработать на теплых днях. По этому принципу сезонный бизнес работает не только в Санкт-Петербурге, но и по всей России. Только в городе на Неве есть еще и свои специфические условия, из-за которых этот вид деятельности не только не развивается, но даже, как говорят эксперты, понемногу сходит на нет.
А все потому, что почти никто из предпринимателей не хочет сталкиваться с бюрократическими проблемами, создаваемыми чиновниками районных администраций, считает председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. По его словам, ситуация в вопросах получения разрешений настолько тяжелая, что независимые бизнесмены не могут создавать эффективных бизнес-проектов, рассчитанных на высокую прибыль в летний сезон.
- Проблема очень серьезная. И заключается она не в том, что государство не хочет поддерживать малый сезонный бизнес, а в том, что даже при его поддержке все равно предприниматели вязнут в бюрократии. Например, вы владелец ресторана, который хочет открыть летнее кафе рядом с ним на улице. Вам надо получить разрешение на аренду земли. Но вам его могут и не дать. Районная администрация может оказаться не заинтересованной в этом, другой комитет не успеет к сезону проверить земельные планы, а еще один чиновник потребует предоставить какие-либо дополнительные бумаги. И вы уже на это лето просто не успели, - объяснил Третьяков.
Он отметил, что подобные ситуации не редкость. Один комитет разрешает, а другая служба запрещает. В итоге туристическая инфраструктура, при всей ее привлекательности для мелкого и среднего бизнеса, остается недоступной для большинства желающих вложить в нее деньги.
- Ежегодно на сезонном бизнесе власти Петербурга могли бы получать огромные суммы только на налогах. Но мы эти деньги теряем из-за подобного отношения районных чиновников. Пройдитесь по любому зарубежному туристическому или даже просто большому городу. Там в сезон все улицы забиты маленькими кафе, различными прокатами и сувенирными магазинчиками. И все это хорошие деньги, идущие как в карман предпринимателей, так и в муниципальную или федеральную казну. Просто поразительно, что Петербург ничего не делает, чтобы приобрести данный источник доходов в бюджет, - жалуется председатель ассоциации.
Время, которое для сезонного бизнеса сродни золоту, теряется не только на получении разрешений и лицензий, но и при заключении договоров с компаниями - поставщиками бытовых услуг. Подключить свою торговую точку к электросетям или газовой трубе за несколько месяцев почти невозможно. При этом все коммунальные компании ссылаются на правила подключения.
- В прошлом году нас подключили к электричеству лишь в середине июля. Когда уже белые ночи закончились, и вечером людей на улицах стало значительно меньше. А у нас весь бизнес-план на этом был построен. Убытки мы не понесли, но и прибыль была такая мизерная, что в этом году даже пытаться не будем делать что-то подобное, - рассказал один из молодых предпринимателей Андрей Жаровин, который в 2013 году хотел подзаработать на виртуальных экскурсиях в 3D-очках по ночному Петербургу.
Таких историй много, а вот выход, по мнению представителей бизнеса, только один - упростить всю процедуру регистрации, оформления и подготовки сезонного бизнеса. Предпринимателям даже не надо помогать инвестициями или усиленной поддержкой. Достаточно просто облегчить процесс согласований, и уже на следующий год летняя туристическая инфраструктура удвоится, а то и утроится. Подобный эксперимент провели несколько лет назад во Владивостоке, когда городская администрация взяла на себя решение части вопросов, касающихся получения лицензий на различные виды сезонного предпринимательства и дала полный карт-бланш земельному департаменту. И в итоге получила более сотни небольших предприятий, которые полностью перекрывают потребности туристов в летнее время, а также плодотворно сотрудничают с мэрией на всех городских мероприятиях, обеспечивая хороший сервис на весьма льготных условиях.
Бизнесмены Санкт-Петербурга предлагают более радикальные меры: реформировать районные администрации и перевести их в статус муниципалитетов. Или просто дать им полномочия на получения налогов с подобных сезонных предприятий. Денежный интерес может подстегнуть их дать свободу для развития бизнеса. Но это, конечно, уже из области фантастики. А вот просто наладить процесс, как у дальневосточных коллег, не так уж и сложно. В противном случае может наступить лето, когда в парках совсем не будет кафе и прокатов, а мороженое для ребенка придется во время прогулок приносить с собой.