В главном конкурсе участвует
Кадры из фильма "Левиафан"
Конкурс этого года примечателен массовым возвращением каннских фаворитов. Кроме Андрея Звягинцева, приедет Майк Ли с байопиком "Мистер Тернер" - о британском живописце Джозефе Мэллорде Уильяме Тернере. Французский ветеран Жан-Люк Годар после провала чрезмерно смутной картины 2010 года "Социализм" предлагает 3D-фильм "Слова, прощайте!". "Вестерн, но без индейцев и скачек" - охарактеризовал директор фестиваля Тьерри Фремо новую картину Томми Ли Джонса "Местный" (The Homesman). Триумфатор 2012 года Мишель Хазанавичюс ("Артист") обещает ремейк "Поисков" Фреда Циннеманна (1948), где американский солдат в послевоенном Берлине помогал чешскому малышу найти маму; теперь действие происходит в годы чеченской войны, и малыш, понятно, чеченский. Еще одна драма "Охотник на лис" (Foxcatcher) Беннета Миллера основана на реальном факте убийства чемпиона мира, основателя пенсильванской команды Team Foxcatcher борца Дэйва Шульца, застреленного в 1996 году меценатом Джоном Дюпоном. Уже видевшие картину утверждают, что она войдет в число первых претендентов на "Оскара". Но рекордсменом по возвращениям в Канн можно считать его завсегдатая Кен Лоуча - на этот раз с исторической драмой "Джимми Холл".
Обращает внимание изобилие в программах французских картин. Что это, фора родным человечкам, любезно предоставленная хозяевами фестиваля, или итоги реального рывка, сделанного анемичным французским кино, увидим по ходу дела. Практически нет фильмов из Восточной Европы и относительно мало азиатских. Доминируют классические кинодержавы Европы и США, а правят бал старожилы и ветераны; молодежи мало.
И необычно много женщин - ими снята почти половина конкурсных картин. Судя по всему, дирекция фестиваля серьезно отнеслась к недавнему протесту феминисток, не обнаруживших в конкурсе ни одного "женского фильма" и заявивших о дискриминации прекрасного пола. Теперь даже в жюри женщины ведут главную партию, причем во главе коллегии амазонок - режиссер из Новой Зеландии Джейн Кемпион, первая и пока единственная женщина, завоевавшая Золотую пальмовую ветвь ("Пианино", 1993). В ее команде такие люди, как София Коппола, южнокорейская звезда Чон До Ен, актрисы из Ирана (Лейла Хатами) и Франции (Кароль Буке), китайский режиссер Цзя Джанке, Николас Виндинг Рефн из Дании, актеры Гаэль Гарсиа Берналь и Виллем Дефо. Жюри параллельного конкурса "Особый взгляд" возглавит Пабло Траперо - драматург, продюсер и режиссер из Аргентины. Фильмы третьего конкурса "Золотая камера" будет судить жюри под водительством актрисы и режиссера Николь Гарсиа. Таким образом, два из трех председателей каннских жюри - женщины, большая часть их команд - тоже.
В фирменном постере Канна-2014 использован кадр из перевернувшего киномир шедевра Федерико Феллини "Восемь с половиной". Почетной гостьей синефильской программы "Каннские классики" станет София Лорен - она даст мастер-классы и покажет свою новую работу в фильме своего сына Эдоардо Понти "Человеческий голос".
Дефицит картин из России восполнят Стенд русского кино на Каннском кинорынке и Российский павильон на Круазетт - они представят интересные проекты. Кроме того, в программе "Каннские классики" пройдет фильм Сергея Параджанова "Цвет граната", отреставрированный Фондом Мартина Скорсезе при участии Госфильмофонда и РОСКИНО, а в афише документального кино значится фильм американского режиссера Гэйба Польски "Красная армия" - о легендарной сборной СССР по хоккею. В качестве рассказчика в этой картине производства Sony Pictures Classics снялся Вячеслав Фетисов. Что касается перспектив нашего "Левиафана" в главном конкурсе, то они мне кажутся благоприятными. Фильм поставлен на последний рабочий день фестиваля, что всегда добрый знак: дирекции любят выкладывать главные козыри под занавес, да и свежие впечатления для жюри - самые сильные.
Тьерри Фремо, генеральный директор Каннского фестиваля:
- Часто фильмы, которые мы показываем (подобные золотому лауреату "Дядюшке Бунми, вспоминающему свои прошлые жизни" Апичатпонга Вирасетакула), непопулярны в своих странах. Потому что это авторское, а не массовое кино. При всей своей популярности Канн - не фестиваль популярных, коммерческих фильмов. Его задача - показать состояние кинематографического искусства, а для успешных у публики картин есть наш процветающий кинорынок.