14.05.2014 00:10
Культура

Российский фильм "Левиафан" оставили на десерт Каннского кинофестиваля

На Лазурном берегу Франции начинается Каннский фестиваль
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №106 (6378)
В среду вечером внеконкурсным фильмом французского режиссера Оливье Даана "Принцесса Монако" (Grace of Monaco) откроется 67-й Каннский кинофестиваль - самый гламурный, но и самый влиятельный в мире. Фильм основан на судьбе американской звезды Грейс Келли, ставшей первой леди княжества Монако. Эту роль играет Николь Кидман.
Читать на сайте RG.RU

В главном конкурсе участвует Кадры из фильма "Левиафан" реальный, на мой взгляд, претендент на Золотую пальмовую ветвь Андрей Звягинцев: с первых шагов в режиссуре он еще ни разу не уезжал с крупнейших фестивалей без призов. В основе его четвертого фильма - 140-минутной кинодрамы "Левиафан" - опрокинутая в современную Россию назидательная история библейского Иова, стоически перенесшего жестокий божий эксперимент. Фильм снимался на Кольском полуострове, и, по определению режиссера, затрагивает такие философские материи, как природа человека, его земной удел, проблемы любви и предательства, жажды власти, прощения, мести и смерти. Оператор - вновь Михаил Кричман, снимались Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов. Картину в Канне ждут с интересом: дебютное "Возвращение" Звягинцева в Венеции стало открытием талантливого режиссера из России - картина собрала немыслимое число наград и стала одной из немногих наших лент, попавших в международный прокат. Второй фильм - "Изгнание" - получил в Канне приз за лучшую мужскую роль, третий, "Елена", - Специальный приз программы "Особый взгляд".

Роман Поланский снял мазохистский дуэт о театре и власти

Конкурс этого года примечателен массовым возвращением каннских фаворитов. Кроме Андрея Звягинцева, приедет Майк Ли с байопиком "Мистер Тернер" - о британском живописце Джозефе Мэллорде Уильяме Тернере. Французский ветеран Жан-Люк Годар после провала чрезмерно смутной картины 2010 года "Социализм" предлагает 3D-фильм "Слова, прощайте!". "Вестерн, но без индейцев и скачек" - охарактеризовал директор фестиваля Тьерри Фремо новую картину Томми Ли Джонса "Местный" (The Homesman). Триумфатор 2012 года Мишель Хазанавичюс ("Артист") обещает ремейк "Поисков" Фреда Циннеманна (1948), где американский солдат в послевоенном Берлине помогал чешскому малышу найти маму; теперь действие происходит в годы чеченской войны, и малыш, понятно, чеченский. Еще одна драма "Охотник на лис" (Foxcatcher) Беннета Миллера основана на реальном факте убийства чемпиона мира, основателя пенсильванской команды Team Foxcatcher борца Дэйва Шульца, застреленного в 1996 году меценатом Джоном Дюпоном. Уже видевшие картину утверждают, что она войдет в число первых претендентов на "Оскара". Но рекордсменом по возвращениям в Канн можно считать его завсегдатая Кен Лоуча - на этот раз с исторической драмой "Джимми Холл".

Фильм Андрея Звягинцева поставлен на последний день. Это добрый знак: дирекции любят выкладывать главные козыри под занавес
Байопик "Принцесса Монако" смонтирован в двух версиях

Обращает внимание изобилие в программах французских картин. Что это, фора родным человечкам, любезно предоставленная хозяевами фестиваля, или итоги реального рывка, сделанного анемичным французским кино, увидим по ходу дела. Практически нет фильмов из Восточной Европы и относительно мало азиатских. Доминируют классические кинодержавы Европы и США, а правят бал старожилы и ветераны; молодежи мало.

И необычно много женщин - ими снята почти половина конкурсных картин. Судя по всему, дирекция фестиваля серьезно отнеслась к недавнему протесту феминисток, не обнаруживших в конкурсе ни одного "женского фильма" и заявивших о дискриминации прекрасного пола. Теперь даже в жюри женщины ведут главную партию, причем во главе коллегии амазонок - режиссер из Новой Зеландии Джейн Кемпион, первая и пока единственная женщина, завоевавшая Золотую пальмовую ветвь ("Пианино", 1993). В ее команде такие люди, как София Коппола, южнокорейская звезда Чон До Ен, актрисы из Ирана (Лейла Хатами) и Франции (Кароль Буке), китайский режиссер Цзя Джанке, Николас Виндинг Рефн из Дании, актеры Гаэль Гарсиа Берналь и Виллем Дефо. Жюри параллельного конкурса "Особый взгляд" возглавит Пабло Траперо - драматург, продюсер и режиссер из Аргентины. Фильмы третьего конкурса "Золотая камера" будет судить жюри под водительством актрисы и режиссера Николь Гарсиа. Таким образом, два из трех председателей каннских жюри - женщины, большая часть их команд - тоже.

В фирменном постере Канна-2014 использован кадр из перевернувшего киномир шедевра Федерико Феллини "Восемь с половиной". Почетной гостьей синефильской программы "Каннские классики" станет София Лорен - она даст мастер-классы и покажет свою новую работу в фильме своего сына Эдоардо Понти "Человеческий голос".

Дефицит картин из России восполнят Стенд русского кино на Каннском кинорынке и Российский павильон на Круазетт - они представят интересные проекты. Кроме того, в программе "Каннские классики" пройдет фильм Сергея Параджанова "Цвет граната", отреставрированный Фондом Мартина Скорсезе при участии Госфильмофонда и РОСКИНО, а в афише документального кино значится фильм американского режиссера Гэйба Польски "Красная армия" - о легендарной сборной СССР по хоккею. В качестве рассказчика в этой картине производства Sony Pictures Classics снялся Вячеслав Фетисов. Что касается перспектив нашего "Левиафана" в главном конкурсе, то они мне кажутся благоприятными. Фильм поставлен на последний рабочий день фестиваля, что всегда добрый знак: дирекции любят выкладывать главные козыри под занавес, да и свежие впечатления для жюри - самые сильные.

Сказано в Канне

Тьерри Фремо, генеральный директор Каннского фестиваля:

- Часто фильмы, которые мы показываем (подобные золотому лауреату "Дядюшке Бунми, вспоминающему свои прошлые жизни" Апичатпонга Вирасетакула), непопулярны в своих странах. Потому что это авторское, а не массовое кино. При всей своей популярности Канн - не фестиваль популярных, коммерческих фильмов. Его задача - показать состояние кинематографического искусства, а для успешных у публики картин есть наш процветающий кинорынок.

Наше кино