На вернисаже
Отправляемся в рейд вместе с квартальными и участковым инспектором полиции. В тот раз объектом проверки стал небольшой торговый центр в микрорайоне Пионерский. Уже на подходе к нему множество объявлений о распродаже конфиската, причем покупателям обещана 500-рублевая скидка за принесенную в обмен старую вещь. Внутри помещения все довольно буднично: вешалки с дубленками и кожаными куртками, десяток коробок с обувью - все без ценников и с аннотациями на китайском языке. Информационный стенд пуст: понять, кто торгует и на основании каких разрешительных документов, невозможно.
Как позже выяснилось, предприниматель из области арендовал часть ТЦ всего на один день с целью реализации одежды и обуви по доверенности юрлиц, зарегистрированных в Москве. Доказать, что все это добро является конфискованным по закону, мужчина не смог. К тому же он довольно слабо ориентировался в юридических аспектах своего бизнеса, поэтому на подмогу позвал говорливую парочку юристов, которые, правда, отказались подтвердить свой статус документально.
Их комментарии звучали довольно абсурдно, но что ни сделаешь, чтобы подогнать ситуацию под букву закона. Оказалось, что объявления на столбах и заборах наклеили неизвестные люди, ценников на товарах нет, потому что выкладка еще не закончилась. И вообще, никто ничем не торгует, так как не зафиксирован факт передачи денег. Хотя только при нас в бутик зашло несколько покупателей, выдавших горе-торговцев с потрохами. Так, одна женщина призналась, что еще утром примерила сапоги и попросила отложить пару, пока съездит домой за нужной суммой. Мужчина средних лет покрутил в руках дубленку, которая, по его словам, стоит 10 тысяч рублей, но, заметив полицейского, поспешил ретироваться.
Сегодня здесь, завтра там
- По сути, перед нами недобросовестное предпринимательство: если покупатель завтра передумает или товар окажется бракованным, не подойдет по цвету, размеру, то вернуть его или обменять не получится. Тем более взыскать денежную компенсацию: эти ИП сегодня здесь арендовали угол, завтра там, зарегистрированы и платят налоги в других регионах, - сетует квартальный инспектор службы заказчика Кировского района Анатолий Логинов. - Я уж молчу про безопасность товаров: хорошо, если санитарные сертификаты имеются, а то обычно предъявляют только накладные.
По словам квартальных, в Екатеринбурге действуют около 15 подобных реализаторов. Очевидно, бизнес их процветает, потому что распродаж становится все больше. Как правило, для размещения торговой точки выбираются спальные районы или небольшие торговые центры, где менее строгий контроль со стороны собственников. Окрестные кварталы буквально заваливают кричащими листовками. Клюют на такую рекламу чаще всего люди старшего возраста: они привыкли безоговорочно доверять всему, что имеет отношение к государству (напомним, предприниматели якобы реализуют таможенный конфискат). При этом цены на так называемых распродажах ничуть не ниже, чем в обычных магазинах. Более того, отсутствие ценников позволяет свободно варьировать стоимость товара.
- Наши полномочия ограничены - мы можем лишь оштрафовать за нарушение правил благоустройства. Например, за прибитые к деревьям объявления или обклеенные стены домов. Хотя четко осознаем, что проблема серьезнее: покупателей сознательно вводят в заблуждение, прикрываясь авторитетом таможни. Кроме того, постоянно нарушается статья 9 закона "О защите прав потребителей": отсутствует обязательная маркировка товаров, на стендах нет сопроводительной документации: свидетельства о регистрации ИП, контактных данных продавца, таможенных деклараций и санитарных сертификатов, не указаны телефоны надзорных органов, - говорит квартальный Светлана Шадрина. - Сотрудники полиции могут составить протокол и передать в Роспотребнадзор для наложения на предпринимателя административного штрафа. Однако на практике участковые не очень внимательно относятся к подобным фактам.
Дешево и под фирму
Чтобы понять, контролирует ли кто-то качество товаров и услуг на распродажах псевдоконфиската, мы отправили запросы в Уральское таможенное управление (УТУ), Роспотребнадзор, ГУ МВД по Свердловской области. В УТУ пояснили, что никакого отношения к распродажам не имеют. В рамках действующего законодательства органы таможни вправе лишь задержать товар, после чего он передается на ответхранение до принятия судебного решения о конфискации, и только после обращения имущества в госсобственность появляется возможность его продать. Санитарно-гигиенической, экологической, товароведческой и иными экспертизами, а также реализацией конфиската занимается Росимущество - либо само, либо через поверенные организации.
- Мы отвечаем за качество товаров, импортируемых участниками внешнеэкономической деятельности, а не за внутренний рынок, хотя иногда проводим проверки совместно с МВД или по заявлению правообладателя. Граждане зачастую не знают, что покупают контрафакт, а порой их это просто устраивает, потому что подделка выглядит как настоящий бренд. Дешево и "под фирму", - прокомментировали в пресс-службе УТУ.
В территориальном управлении Росимущества тоже открестились от точечных распродаж. Оказывается, еще в ноябре 2012 года центральным аппаратом ведомства принято решение приостановить реализацию конфиската в регионе. Оно не отменено.
Ответ из ГУ МВД по Свердловской области, завизированный и.о. заместителя начальника полиции Олегом Греховым, гласит, что в Екатеринбурге достигнута договоренность о совместных рейдах участковых и квартальных по местам размещения торговых палаток, летних кафе и других подобных объектов, где торговля ведется без каких-либо документов на землю. При этом "вопрос о пресечении реализации псевдоконфиската не обсуждался, проверки по этому поводу не проводились, товар не изымался, к административной ответственности ИП не привлекались". Контроль за торговлей без ценников находится в компетенции Роспотребнадзора.
Представители последнего согласны: покупки на распродажах могут быть сопряжены с рисками приобретения некачественного товара и невозможностью реализовать право потребителя на его возврат и обмен, поскольку установить фактическое местонахождение продавца затруднительно. Однако жалоб на таких торговцев в надзорный орган не поступало, значится в письме за подписью заместителя руководителя теруправления Роспотребнадзора Ольги Диконской.
Судя по официальным ответам, надзорные и силовые структуры не видят серьезной проблемы в том, что кто-то эксплуатирует авторитет государства в корыстных целях и систематически нарушает закон. Да, пока "мелкие сошки" особой опасности не представляют, но не факт, что завтра не придет вал заявлений от пострадавших: чем масштабнее бизнес, тем проще ставить обман на поток. Да и налоговой службе не мешало бы пристальней присмотреться к "коммивояжерам".
Элеонора Файзрахманова, партнер юридической компании:
- Объявления о распродажах псевдоконфиската можно рассматривать как недобросовестную и недостоверную рекламу. Скорее всего, реализуется товар, который не соответствует каким-либо нормам, несертифицирован. Однако его покупатели оказываются как бы вне правового поля. Даже если сослаться на закон "О защите прав потребителей" и получить решение суда, исполнять его придется по месту нахождения ответчика. А как его установить?
Увы, перед нами законодательный пробел, которым умело воспользовался малый бизнес. Возможная мера воздействия на недобросовестных предпринимателей - обращение в ФАС. Статья 35.1 закона "О рекламе" предусматривает возможность проведения этим органом внеплановой проверки хозяйствующих субъектов по жалобам граждан. Таким образом, проверка может быть организована прямо в день распродажи, указанный в рекламе. В случае выявления нарушения виновное лицо привлекается к административной ответственности. Для физических лиц штраф составляет 2000-2500 рублей, для должностных - от 4 до 20 тысяч, для юридических - от 100 до 500 тысяч рублей.