И он особенно важен в связи с тем, что неэффективность финансово-экономических санкций в отношении России заставляет США изыскивать новые способы обескровить нашу экономику. С 1 июля заработает новая норма американского налогового законодательства, из-за которой российские банки, имеющие американских клиентов, рискуют потерять 30 процентов от некоторых финансовых операций. Кроме того, в рамках ОЭСР создается автоматизированная система обмена банковской тайной, за бортом которой остается Россия.
По мнению экспертов, это даст Западу дополнительные "информационные рычаги" для налогообложения российских капиталовложений за границей. После 1 июля 2014 года российские банки, покупающие американские ценные бумаги, могут потерять право на 30 процентов от переводов средств по ним. Такая норма вступает в силу в США. Она затронет те российские финансовые организации, которые не встали на спецучет в американскую налоговую службу (такой учет позволяет американским фискалам узнавать банковскую тайну). Но не только банки могут пострадать от такой меры. Многие российские компании, например, производственные и топливные, которые оперируют в США, также рискуют попасть под американские налоговые санкции.
Удержание почти трети платежей от покупки ценных бумаг в пользу американского бюджета будет применимо к акциям и бондам, включая казначейские бумаги. Ценные бумаги, приобретенные до 1 июля, не подпадут под действие закона. Кроме того, помимо риска материальных потерь, счета российских финансовых институтов в Америке могут быть закрыты, что парализует их деятельность там.
Фактически эта налоговая норма исходит из позиции презумпции виновности и санкционированного, а не добровольного исполнения американского закона. Речи о финансовых потерях российских банков от операций их заокеанской клиентуры не шло бы вообще, если бы Россия и США заключили-таки соглашение о взаимном обмене финансовой информацией. Однако после присоединения Крыма к России и событий в восточной Украине департамент казначейства США "под шумок" и без обширной огласки приостановил ведение переговоров по такому соглашению с Россией.
Но Россия не собирается дожидаться, когда в недрах американского истеблишмента созреет политическая воля для продолжения таких переговоров. Уже готово "противоядие". Зампред Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков внес в парламент законопроект, который наделит игроков финансового рынка правом не только делиться с иностранными государствами информацией об американских налогоплательщиках, но и закрывать их счета. Причем делать это смогут не только российские банки, но и биржевые брокеры. И законопроект поддержало правительство.
Анатолий Аксаков рассказал "РГ", что цель внесения документа - желание и готовность России "помогать американцам и обмениваться с ними информацией о счетах их компаний и граждан". По его словам, Госдума может успеть принять этот законопроект еще до 1 июля 2014 года. "Время у нас есть", - отметил он. И советует российским банкам поскорее стать на спецаккредитацию в американскую налоговую службу для того, чтобы избежать неблагоприятных последствий.
Последствия от вступления в силу новой налоговой нормы в США могут быть шире, чем кажется. По словам кандидата юридических наук Дмитрия Крупышева, американские власти могут заставить свои финансовые институты не проводить долларовые операции с теми иностранными, банками, которые не предоставляют банковскую информацию в рамках местного законодательства. А пострадать от этого могут обычные граждане - клиенты российских банков, которые захотят расплатиться картами Visa или MasterCard за рубежом.
А 7 мая страны ОЭСР и 13 других государств подписали соглашение о создании автоматизированной системы обмена банковской информацией. "Сегодня наступил конец принципу банковской тайны, которым злоупотребляли с целью облегчить налоговое бремя", - заявил после подписания соглашения глава налогового центра ОЭСР Паскаль Сен-Аман. Новая электронная система будет собирать информацию о вкладах на ежегодной основе автоматически, без предоставления запроса.
Однако Россия остается вне рамок новой системы, поскольку после событий на Украине переговоры с ней о вступлении в ОЭСР были приостановлены. Это может негативно "аукнуться", считает магистр права международного налогообложения Ирина Пержу: "Поскольку и США, и Европа одновременно исключают Россию от переговоров, то это скажется на России в отрицательном смысле. У иностранных налоговых инспекторов появятся инфорычаги на российские капиталовложения, а у России же их нет", - сетует эксперт "РГ".
Позже документ об автоматизированном обмене информации будет подписан и странами "большой двадцатки". Когда это случится, то Федеральная налоговая служба (ФНС) получит хороший информационный ресурс и в отношении своих банков-налогоплательщиков, прогнозирует налоговый консультант Дмитрий Костальгин.