15.05.2014 19:25
Общество

На форуме "Великие реки/ICEF" обсудили вопросы борьбы с загрязнениями

Текст:  Валерий Норский (Нижний Новгород)
Круглый стол, посвященный вопросам обеспечения экологической безопасности, прошел в выездной редакции "РГ" на 16-м  Международном научно-промышленном форуме "Великие реки".
Читать на сайте RG.RU

В мероприятии приняли участие начальник Приволжского филиала "Всероссийского НИИ по проблемам ГОЧС" МЧС России Сергей Марков, заместитель генерального директора ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" (ЭКОСПАС) Александр Никулин, директор Нижегородского филиала ЭКОСПАС Владимир Яменков, а также - ведущий инженер отдела промышленной безопасности ОАО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтепродукт" Александр Угольников.

"ЭКОСПАС" - одна из крупнейших коммерческих аварийно-спасательных организаций России, в структуру которой входят 35 филиалов по всей стране. ОАО "ЦАСЭО" интегрировано в Единую Государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (РСЧС), а структурные подразделения Общества - в подсистему РСЧС субъектов РФ. "ЭКОСПАС" решает задачи по профилактике, локализации и устранению последствий техногенных аварий и катастроф, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов. За 16 лет работы компания накопила колоссальный опыт, ликвидировав сотни очагов экологической опасности различного уровня угрозы. Так, в 2011 году специалисты "ЭКОСПАС" обеспечивали локализацию и ликвидацию разлива нефтепродуктов в Куйбышевском водохранилище при подъеме затонувшего теплохода "Булгария", а с февраля 2014-го работают в Кировской области, где сошли с рельсов 32 вагона, перевозивших газоконденсат.

К слову сказать, кроме прочего оборудования на стенде "ЭКОСПАС" была представлена автоцистерна на базе полноприводного КАМАЗа с навесным оборудованием, которая при помощи вакуумных насосов собирает разлившееся топливо с твердых поверхностей. Эта машина прибыла на выставку непосредственно с места ликвидации последствий ЧС на железной дороге в Кировской области.

По словам Сергея Маркова, основную трудность при ликвидации аварий на предприятиях нефтегазового комплекса составляет очистка воды от эмульсионных нефтяных пленок. Для этого используют биосорбенты, способные очистить зеркало водоема от нефтяных загрязнений за несколько часов. Что касается грунта, то современные сорбенты позволяют очистить его за два месяца. Именно такие препараты используются в ходе ликвидации недавней железнодорожной аварии в Кировской области. Ученый считает, что российское МЧС располагает сегодня самыми передовыми технологиями. К примеру, именно отечественные разработки применялись при ликвидации последствий разлива нефти с буровой платформы British Petroleum в Мексиканском заливе в 2010 году.

- На научный совет ВНИИ ГОЧС представлен новый экологически-чистый сорбент, созданный на основе древесного угля. Он собирает нефть с поверхности воды и, при этом, не тонет. В дельнейшем высушенные пластины сорбента, пропитанные нефтью, можно использовать в качестве топливных брикетов, - отметил Сергей Марков.

Говоря об угрозах техногенных катастроф в Нижегородской области, Владимир Яменков отметил, что наиболее пристальное внимание компания сосредоточила на объектах промышленной инфраструктуры города Кстово (нефтепереработка), Дзержинск (химическая отрасль) и Арзамас, через который проходит трасса газопровода высокого давления Саратов - Нижний Новгород - Череповец.

- Мы считаем эти направления настолько важными, что в декабре 2013 года был создан Нижегородский филиал "ЭКОСПАС". Ранее Поволжье перекрывалось соседними филиалами, но их удаленность не позволяла реагировать с должной оперативностью - рассказал руководитель Нижегородского филиала.

Поскольку "ЭКОСПАС", несмотря на выполняемые задачи, - это коммерческая структура, в своей деятельности она неизбежно сталкивается с конкуренцией. И, по словам Александра Никулина, чаще всего - недобросовестной.

- Нам известно несколько случаев, когда конкуренты, не имея собственной технической базы, в конкурсной документации использовали фотографии наших баз и оборудования, выдавая их за собственные. И выигрывали, поскольку это очень веский аргумент. А иногда тендеры выигрывают фирмы, образованные непосредственно под конкурс, не имеющие ни штата профессионалов, ни необходимого оборудования, - рассказал топ-менеджер "ЭКОСПАС". - Был случай, когда тендер выиграла никому не известная компания, предложившая минимальную цену. А когда у заказчика случилась ЧС, и потребовалось срочно устранить последствия разлива нефти, на место аварии приехал автомобиль ВАЗ-2104, из которого вышли двое парней с лопатами. После этого контракт заключили с нами.

Более того, "ЭКОСПАС" - единственная частная аварийно-спасательная структура, которая принимает участие в учениях МЧС наряду со штатными подразделениями Министерства.

Говоря о форуме, Александр Никулин выразил благодарность организаторам, и рассказал, что провел несколько встреч с производителями оборудования, предложившими несколько интересных решений, которые в перспективе позволят усовершенствовать и, одновременно, удешевить оборудование, сделав его, более надёжным.

Справка "РГ"

Компания "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" (ОАО "ЦАСЭО") создана в 1998 году с целью формирования, развития и практической реализации полного комплекса мероприятий по обеспечению предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов на территории России, континентальном шельфе, реабилитации загрязненных территорий и ликвидации бездействующих скважин. Имеет статус "Профессионального аварийно-спасательного формирования". Головной офис расположен в Москве. Имеет филиальную сеть в 35 регионах РФ.

Экология Нижний Новгород Приволжье