15.05.2014 14:23
Культура

Первый конкурсный фильм Канна рассказал о религиозных фанатиках в Мали

Открытие Каннского фестиваля прошло в удручающей тишине
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №109 (6381)
Уже давно Каннский фестиваль не открывался в обстановке столь скандальной: очевидный провал фильма Оливье Даана "Принцесса Монако" и связанные с ним споры привлекли большее внимание прессы и публики, чем даже гламурное, как всегда, дефиле кинозвезд.
Читать на сайте RG.RU

Уже на пресс-показе самые мелодраматические моменты фильма сопровождались ироническими смешками, а одинокое "Браво!" в финале носило столь издевательский характер, что зал ответил хохотом. Торжественная премьера прошла в подавленном молчании публики, робкие аплодисменты в конце фильма быстро захлебнулись. Оливье Даан чувствовал себя не в своей тарелке, улыбался принужденно - "звездные" минуты на красной дорожке были для него явно мучительными.

Пресса встретила картину непривычно резкими рецензиями. Особенно лютует The Hollywood Reporter, возмущаясь тем, что фильм показывает судьбу Грейс Келли недостаточно драматично. На самом деле жизнь королевской четы была еще дальше от гармонии: принц Ренье охотно гулял налево и имел по крайней мере трех любовниц, изменяла ему и Грейс Келли - известен ее роман с Фрэнком Синатрой.

67-й Каннский кинофестиваль открылся в атмосфере скандала

Ничего такого в картине Даана нет, что, по-моему, к ее чести - иначе она совсем уподобилась бы мыльной опере не слишком чистоплотного ТВ. А есть в ней роскошные интерьеры королевского дворца, есть забавные коллизии с превращением "замарашки" в принцессу, процитированные из "Моей прекрасной леди", есть клаустрофобские нотки из "Римских каникул", где принцесса тоже страдала от жестких протоколов двора. Есть симпатичный Хичкок и поющая Мария Каллас, есть элементы шпионского детектива с рассованными повсюду микрофонами и неусыпной слежкой. И есть история самопожертвования, когда государственный и супружеский долг оказывается выше личных амбиций и профессионального призвания. Здесь все патетично, все до отказа разогрето назойливой музыкой. Глаза у Николь Кидман выражают непреходящую муку, ее финальный монолог по сюжету растапливает сердце сурового Де Голля, а на самом деле вызывает ощущение неловкости - здесь интуитивно чувствуешь апофеоз неправды.
И действительно: близкий к войне конфликт между Францией и Монако в 60-х разгорелся из-за того, что княжество стало своего рода оффшорной зоной для французских любителей отмывать деньги, а в фильме игорный Монте-Карло подан едва ли не как оплот демократии, независимости и гуманизма.

Нельзя не отметить самоотверженную работу Николь Кидман, которая героически преодолевает пороки никуда не годного сценария, но режиссер явно не определил, какого жанра и о чем он снимает фильм. Что странно для Оливье Даана, чей байопик об Эдит Пиаф "Жизнь в розовом цвете" был одной из самых успешных в мире французских картин.

Первым конкурсным фильмом оказался "Тимбукту" - работа французского режиссера мавританского происхождения Абдеррахмана Сиссако. Сюжет навеян реальной трагедией в Мали, когда целая семья была насмерть забита камнями религиозными фундаменталистами только за то, что дети были рождены вне освященного Аллахом брака. Картина переносит нас в затерянный в песках поселок, оккупированный вооруженными фундаменталистами. Здесь запрещено все: курение, футбол, музыка и пение, а женщины должны быть замотаны в тряпки по самые глаза, дабы не было соблазна. Но похоть все равно одолевает правоверных: даже в прихотливых очертаниях барханов с чахлыми кустиками в ложбине им видится женское лоно, и они остервенело расстреливают его из автомата. Впечатляет странное, хотя и все более нам привычное сочетание средневекового сознания с современными технологиями, которыми охотно пользуются новые мракобесы: мобильниками и японскими джипами. Есть изумительно сильные сцены: футбол без мяча - им, в насмешку над запретами, увлекается молодежь, проникновенное пение молодой женщины - за него она получит свою долю ударов хлыстом, и символический образ летящей по пескам лани, по которой стреляют из джипа не знающие жалости богомольцы.

Абдеррахман Сиссако - один из немногих африканских режиссеров, получивших мировую известность. Искусству кино он обучался в московском ВГИКе, и фильмы его обнаруживают редкое чувство киногении: кадры пластичны и выразительны, в пейзажных и портретных съемках чувствуется влияние операторской и режиссерской школы времен Пудовкина и Дзиги Вертова. Мали - страна его детства, и фильм "Тимбукту" пронизан любовью к своим соотечественникам и болью за них.  В Канне он не новичок: в программе "Особый взгляд" 2002 года его фильм "В ожидании счастья" получил приз ФИПРЕССИ.

Сказано в Канне

Джейн Кэмпион, председатель жюри, о вторжении "женского кино": Вы говорите: много женщин? А я думаю, что сексизм в киноиндустрии реален: в ней все еще безраздельно доминируют мужчины. Из 1800 фильмов, присланных для просмотра отборочной комиссией Канна, только семь процентов сняты женщинами! Хотя, действительно, в отобранной программе их уже 20 процентов. Но в любом случае, это недемократично. Вы меня извините, джентльмены, и не думайте, что я что-то имею против режиссеров мужского пола. Но согласитесь, что есть некоторые вещи, которые связаны с поступками и решениями женщин, с их проблемами и их взглядом на жизнь, который мы понимаем лучше. Впрочем, сегодня моя главная проблема: что надеть. Хотя на Каннском фестивале эту проблему можно считать всеобщей!

Мировое кино