Астамиров Шойгу Исламович пока ничем особенным не отличился - обычный мальчишка, учится во втором классе, а вот его бабушка - женщина, как выяснилось, героическая. Во время обеих войн она под обстрелом вывозила раненых. Нанаева имеет боевые награды и знаки отличия ("За службу на Кавказе", "За службу России", "За участие в боевых действиях" и т.д.), у нее стопка грамот и благодарностей.
До войны Зина работала водителем на грозненском заводе "Красный молот" - перевозила на "ГАЗах" и "КамАЗах" детали, оборудование, продукты. Сесть за баранку девушка мечтала со школьной скамьи. После окончания десятилетки поступила на курсы водителей, получила права, и в 1970-м году устроилась на завод.
- Тогда нас в городе было двое, водивших большегрузы - я и еще одна девушка Света, она на мебельной фабрике работала. Трудно нам было очень, - вспоминает Зина. Но когда началась война, это время уже казалось самым лучшим. Город бомбили, люди жили в подвалах. В развалинах же скрывались и боевики. Однажды всех обитателей подпола, где пряталась Зина, попросили выйти - военные искали бандитов, маскировавшихся под мирных жителей, проверяли документы. В паспорте Нанаевой полковник внутренних войск обнаружил водительское удостоверение. Очень удивился и не поверил в его подлинность. Пришлось Зине впервые в жизни садиться на военный "Урал" и доказывать свой профессионализм. После этого ее пригласили водителем в армейское подразделение. Потом был Красный Крест, рейсы под бомбежками за водой и медикаментами для больных и стариков, перевозка раненых. В марте 1995-го Нанаева перешла работать в МЧС.
В 2000 году, когда началась "вторая чеченская", 13 водителей, в том числе Зину, перевели в автобазу МЧС, жили в палатках, и она там была единственной женщиной. Стирала, убирала, готовила на весь коллектив, а потом садилась на старый "КамАЗ" и ехала по Грозному собирать трупы, перезахоранивала. МЧС отправляло ее и в горные районы с консервами, хлебом, мукой, дровами и углем для голодающих и замерзающих жителей. Старая машина постоянно ломалась, женщина ее чинила сама.
В 2000-м же году к чеченским спасателям прилетел министр МЧС РФ Сергей Шойгу и захотел увидеть единственную на Северном Кавказе женщину-камазистку.
- Шойгу прибыл к нам 8 марта, преподнес мне подарок и цветы и поручил нашему руководству выделить мне новый вездеход, чтобы я не возилась с ремонтом, - с теплотой вспоминает собеседница. А спустя четыре года, в республику поступила партия новых "КамАЗов", и Нанаева пересела на один из большегрузов. На нем проработала до декабря 2013-го. А потом…
- Я не хотела уходить из МЧС… У меня было много сил, много желания работать, но возраст для спасателя был уже солидный, да и здоровье не то, пришлось мириться с участью пенсионерки, - грустно говорит женщина.
А потом судьба неожиданно улыбнулась ей. После войны семья Зины продолжала жить в старом доме на окраине Грозного, с "удобствами" во дворе. Жилище было настолько ветхим, что давно бы рухнуло, если бы его обитатели постоянно не латали, не ремонтировали стены, крышу. Но женщина никому не жаловалась и ничего не просила. 27 декабря на День спасателя ее неожиданно вызвали в мэрию Грозного.
- Помощники главы города пригласили меня пройти с ними в машину и велели водителю ехать в сторону Ленинского РОВД. Внука Шойгу мне сказали взять с собой. У меня подкосились ноги, всю дорогу думала, что же такого я натворила, - вспоминает собеседница. - Когда проехали РОВД, от сердца отлегло. Приезжаем на Олимпийский проспект, а тут толпа корреспондентов. Подвозят меня к двухэтажному коттеджу и говорят: теперь это твой дом, республика дарит. А Шойгу преподнесли огромную игрушечную машину. Я, конечно, разрыдалась… Прошли в дом и глазам не поверили: евроремонт, пять комнат, кухня, санузел раздельный, помещения обставлены мягкой мебелью, на кухне - бытовые приборы!
В зале у Зины - в ряд портреты Рамзана и Ахмата Кадыровых и двух Шойгу - внука и министра, и собственный портрет, сделанный в 1985 году - в молодости камазистка была светловолосой красавицей.
Когда мы пришли, Шойгу был в школе. Хозяйка призналась, что из-за необычного имени дети смеются над ним, дразнят, но мальчишка держится мужественно и не обижается на бабушку. Да и она не жалеет о своем поступке.
- Когда мой Шойгу видит Сергея Кужугетовича по телевизору, сразу кричит: бабушка, иди, твоего друга показывают! - смеется она.
- И все-таки, почему вы решили назвать мальчика так?
- Мне Сергей Шойгу очень понравился как человек. С чистой душой, порядочный, обаятельный, словом, настоящий мужчина. Я заметила, он не делит людей по национальностям, умеет общаться и уважительно относится ко всем. В Чечне во время войны были террористки, он ведь мог и меня заподозрить: все-таки это редкость, чтобы женщина по всей республике на грузовике колесила. Но он мне поверил, захотел встретиться, да еще и наградил. В честь такого человека стоило назвать внука.
Нанаева одна вырастила двух сыновей и дочь, у нее четверо внуков и две внучки. Отец Шойгу работает дальнобойщиком на "КамАЗе" в Омске, не так давно он женился на сибирячке Дарье, и теперь они вместе воспитывают двух его детей от первого брака.
- Шойгу маленького бросила мать, поэтому мальчик с детства живет со мной. Я очень хочу, чтобы он стал военным, - говорит бабушка.
Под окнами Зины стоит грузовая "Газель".
- Езжу в магазины, на рынок, к родне в село, в Урус-Мартан, - грустно перечисляет она. - Ездить особо пенсионерке некуда. И "Газель" для меня как пушинка, а легковушки на дух не переношу, скучаю по большегрузам…