Ирина Константиновна, сельские школы уже в июне получат деньги на реконструкцию спортзалов. Первого сентября начинается учебный год. Что можно успеть сделать за это время?
Ирина Роднина: Можно заменить протертые дощатые полы, сделав современное безопасное покрытие, скорректировать стены, "спрятав" за мягкими покрытиями батареи и выступы, установить хорошее освещение, поменять окна и отремонтировать раздевалки. К сожалению, наши спортзалы строились не по спортивным нормативам, а по строительным, и заниматься в них не очень удобно.
В двух школах Московской и Смоленской областей мы провели реконструкцию старых спортзалов и посмотрели, сколько времени и средств на это понадобится. За 1 миллион рублей и три недели все это сделать реально. Причем компании, которые участвовали в проекте, использовали в основном отечественные строительные материалы. Хотелось бы, чтобы все спортзалы были отремонтированы с соблюдением единых требований к качеству, а материалы соответствовали спортивным стандартам.
На какой срок рассчитана программа реконструкции спортзалов?
Ирина Роднина: На три года. Пока в ней будут участвовать только сельские школы, а в 2015 году добавятся школы в поселках городского типа и рабочих поселках. Бюджетные средства будут выделяться на условиях софинансирования, регионы должны выделить 24 процента от суммы расходов.
В России 5 процентов школ вообще не имеют спортзалов. Эти школы получат деньги?
Ирина Роднина: Да, они могут рассчитывать на эти средства. Условия такие: в школе должно учиться не менее ста учеников. Там должны быть спортивные кружки, секции, спортивные команды.
Если в школе нет спортивного зала, под него можно переоборудовать обычный класс, сделать тренажерный зал или зал для аэробики. Еще, к примеру, можно оборудовать открытую площадку для занятий спортом. Регионы уже определились со школами и до 1 июня средства будут перечислены.
Школа перешла на новые стандарты. А что нового появится в преподавании физкультуры?
Ирина Роднина: Стандарты для уроков физкультуры постоянно пишут одни и те же люди. Никаких новых структур или организаций, которые могли бы предложить современное содержание для уроков физкультуры, к этой работе не приглашают. В итоге получается: мы четко поставили задачи для уроков физики, химии, математики, и не знаем, чего ждем от физкультуры. Для чего проводим эти уроки? Что хотим получить в конце обучения?
Сейчас в стандарте написано, что цель - сохранять здоровьесберегающие навыки. Образование в России начинается теперь с дошкольной ступени, а это 5-6 лет. Какие здоровьесберегающие навыки мы собрались сохранять у пятилетнего ребенка? В школьные годы у ребенка идет активное физиологическое и биологическое развитие. Вот на этом и надо сделать упор: мы должны не сберегать, а развивать физическую культуру ученика. И это не сумма физических упражнений два-три раза в неделю, а гигиена, педагогика, тренировочные нагрузки, система питания, физиология.
В стандартах должно быть обязательно прописано, сколько и какого инвентаря надо для уроков физкультуры, какой должна быть инфраструктура для занятий спортом. У нас расписано, сколько лобзиков, молотков надо для уроков труда, а сколько мячей, лыж требуется школе - не знает никто.
Нужны ли оценки на уроках физкультуры?
Ирина Роднина: Может быть, и нет. Особенно сейчас, когда снова предлагается учитывать при поступлении средний балл в аттестате. Мы уже один раз наступали на эти грабли, когда в 1970-80 годы ученики всеми правдами и неправдами брали справки - освобождения от физкультуры, чтобы не портить плохой оценкой средний балл аттестата.
А нормы ГТО придется сдавать всем ученикам?
Ирина Роднина: Я считаю, что нужны некие тесты. Чтобы человек знал больше о себе и своем физическом развитии, чтобы понимал, что ему надо от спорта, какие нагрузки нужны, какого режима придерживаться. В школу должно вернуться медицинское обследование учеников. Желательно - в начале и в конце года. Иначе число трагических случаев на уроках физкультуры не уменьшится.
Так дело ведь не только в здоровьи учеников, но еще и в том, как ведет урок учитель. После кросса на пять километров и ста отжиманий плохо может стать даже самому здоровому.
Ирина Роднина: Я встречала разных учителей, в том числе - блестящих. Хотя, есть, конечно, и слабые педагоги. Но кто и где научит их проводить современные интересные уроки? Возьмите любой институт повышения квалификации учителей, там предмета "физическое воспитание" вообще нет. А если где-то и есть, то занятия проводятся не в спортзале, а за партой.
Я знаю только один региональный форум ассоциации учителей - конгресс в Петрозаводске, где педагогов учат, как грамотно проводить уроки физкультуры. На этот конгресс в качестве лекторов приезжают преподаватели из Скандинавских стран. И если раньше наши учителя приезжали в Петрозаводск в деловых костюмах, с блокнотом и ручкой, то сейчас - в спортивной форме. Ни у минобрнауки, ни у других региональных министерств интереса к этой работе, к сожалению, нет.
Максим Полещук, профессор кафедры архитектуры общественных зданий МАРХИ:
- Почти все школы в свое время строились по типовым проектам, их не так много - около 15. И начинать модернизацию школ, по-моему, надо с подготовки документации и проектов реконструкции. Мы готовы сделать такие проекты. Спортзалы, к примеру, можно реконструировать и расширять разными способами. Допустим, если фундамент прочный, а свободной территории возле школы нет, делается надстройка над тем залом, что уже есть. Если все конструкции будут готовы заранее, "собрать" такой спортзал на втором этаже реально за три месяца. Можно пойти по другому пути - пристроить к спортзалу, который находится на первом этаже, еще один зал. Там, к тому же, можно разместить душевые, раздевалки, санузлы.
Третий вариант - более дорогой: сделать некий атриум между корпусами школы, которая выглядит, как буква Н. В этом случае придется достроить стены и крышу, которая может быть стеклянной.
Хороший вариант для школ, которые вообще не имеют спортзала, - модульный зал из легких конструкций. Он может примыкать к школе или стоять отдельно. У нас есть проекты недорогих санузлов, которые можно поставить рядом с таким залом. Фундамента для таких кабин не нужно. Регионам, которые стеснены в средствах, надо активнее развивать сетевое взаимодействие школ. Когда две-три школы строят или реконструируют спортивный зал, которым потом пользуются все вместе.