21.05.2014 00:50
Власть

В Комитете гражданских инициатив обсудили реформу третейских судов

Третейские суды ждет реформа
Текст:  Юрий Политов
Российская газета - Федеральный выпуск: №112 (6384)
Третейские суды способны серьезно разгрузить суды государственные, однако для этого им нужно стать действительно авторитетной системой. Каким образом возможно это сделать, обсуждали вчера в Комитете гражданских инициатив.
Читать на сайте RG.RU

Как отметил Алексей Кудрин, возглавляющий КГИ, в правовой среде третейское законодательство стало одной из самых актуальных тем. О том, что нынешнее третейское судопроизводство нуждается в кардинальном совершенствовании, говорил в послании Федеральному собранию в 2013 году президент Владимир Путин. Минюст, выполняя это поручение, подготовил пакет законопроектов, которые сейчас находятся в стадии общественного обсуждения. И как выяснилось в ходе дискуссии в КГИ, многие ключевые положения вызывают горячие споры.

Судьям разрешили обнародовать информацию о попытках надавить на них

"Третейский суд - это порождение гражданского общества", - отметил Михаил Федотов, глава президентского совета по правам человека. Для того чтобы такие формы урегулирования споров работали, у них должен быть авторитет, а те, кто в них обращается, должны ценить свою репутацию.

"Мы должны одновременно строить и базу - гражданское общество, и сам третейский суд, то есть одновременно и почву готовить, и растения растить, - говорит Михаил Федотов. - Это очень сложная задача".

Но эту задачу решать нужно. По оценкам, приведенным Андреем Горленко, членом рабочей группы минюста по подготовке реформы около 50 процентов дел Высшего арбитражного суда потенциально могли бы быть рассмотрены в порядке третейского судопроизводства. Еще два существенных преимущества третейских судов - это относительная быстрота рассмотрения дел по сравнению с государственными судами и опять-таки по сравнению с ними дешевизна. Но пока все эти преимущества фактически не востребованы.

Слишком много, по словам Горленко, третейских судов, которые используются для полулегальных схем (по сути они "однодневки"), а также "карманных" судов, существующих при крупных компаниях и корпорациях. Оттого и точное количество существующих в стране третейских судов неизвестно, оценки сильно разнятся.

Чтобы устранить проблему "карманных" и полулегальных судов, минюст в первую очередь предлагает навести порядок в том, на каком основании они существуют. Сейчас учредить свой третейский суд может хоть любое ООО, хоть физическое лицо. Предполагается, что в дальнейшем третейские суды смогут существовать лишь в форме некоммерческих организаций (НКО). Как раз этот пункт вызывает бурные дискуссии в среде экспертов.

В частности, Михаил Федотов уверен, что это должна быть отдельная форма НКО, иначе третейские суды столкнутся с массой ограничений, связанных с деятельностью существующих форм НКО. Например, если в суд обратится некая компания с иностранным участием, то, если исходить из буквы закона, суд может быть признан иностранным агентом.

С ним согласен и адвокат Николай Гагарин, старший партнер бюро "Резник, Гагарин и партнеры" - третейским судам нужно прописывать отдельную форму в действующем законодательстве об НКО. Однако сам подход - вывод третейских судов из "тени" и из-под крыла монополистов - Гагарин считает правильным.

Детали же, пользуясь законодательной терминологией, считает возможным рассматривать, что называется, во втором чтении. Именно тогда, полагает он, можно будет и найти решение по форме НКО.

Еще одно требование законопроекта - информационная открытость третейских судов. То есть информация об финансировании таких организация должна быть открыта. Что же касается существа дел, то, в отличие от государственных судов, эти данные будут конфиденциальны. Такова мировая традиция третейского судопроизводства. И, как отмечает Михаил Юков, первый заместитель председателя Высшего арбитражного суда в отставке, одна из самых высоких ценностей для заявителей.

"Крупные споры и крупные сделки идут в третейский суд ради непубличности", - подчеркивает Юков. Исключение может быть только одно: когда сами стороны по итогам рассмотрения дела договорятся, что оно неконфиденциально.

В целом же эксперты считают, что законопроект направлен на введение третейского разбирательства в цивилизованное русло, а само по себе формирование нормального института третейских судов - это фактор экономического развития. Ожидается, что законопроект, начинающий реформу третейского судопроизводства, будет внесен в Госдуму в июне.

Эксперты рассчитывают, что их замечания будут учтены при обсуждении реформы в парламенте. "Цель - защита права, а не помощь государству", - подчеркивает Андрей Назаров, сопредседатель "Деловой России".

Судебная система