Автор законопроекта депутат Дмитрий Литвинцев утверждает, что поступает очень много жалоб от граждан по поводу засилья рекламной информации на платежных документах. В Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства в 2011 году (N 354), прямого запрета на размещение рекламы в квитанциях нет, но там есть перечень сведений (пункт 69), которые могут содержаться в платежном документе.
Помимо информации о начисленной плате за коммунальные услуги, реквизитов плательщика и получателя, в квитанциях может содержаться уведомительная и справочная информация. Например, нормативы потребления коммунальных услуг, показания приборов учета, сведения о перерасчетах и задолженности, сроки хранения платежных документов, уведомления о порядке снятия показаний приборов учета и последствиях несанкционированного вмешательства в их работу, сроки и способы оплаты и санкции за нарушение этих сроков.
Приказом минрегиона от 19 сентября 2011 года утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению. Эти рекомендации полностью соответствуют Правилам предоставления коммунальных услуг и не предусматривают рекламной информации.
По мнению законодателя, часто в целях экономии печатного места именно для размещения рекламы обязательная и полезная для плательщика информация печатается самым мелким шрифтом и оказывается нечитаемой для некоторых категорий граждан, например, пенсионеров, людей с нарушением зрения.
Дмитрий Литвинцев утверждает, что уже есть судебная практика по поводу размещения рекламной информации в платежных документах. Суды признают такую рекламу ненадлежащей и противоречащей Правилам предоставления коммунальных услуг. Но не каждый человек готов пойти в суд. Поэтому необходимо законодательно раз и навсегда запретить размещение рекламы в платежных документах.
Председателя Союза потребителей России Петра Шелища реклама в платежках не раздражает. Он полагает, что это некие дополнительные доходы организаций, которые выставляют счета. "Если они легально получают эти доходы, легально платят налоги и тем самым снижают нагрузку на нас, плательщиков, то я в принципе не против, я готов мириться с рекламой, - говорит Шелищ. - Если же деньги идут в чей-то карман левым путем, то с этим нужно разбираться".
При этом Петр Шелищ обратил внимание на чисто правовой аспект сложившейся ситуации. "Это сфера административного права. Значит, здесь действует принцип: разрешено только то, что разрешено. По поводу рекламы в платежках никакого документа не существует. Поэтому можно говорить, что она в этом случае незаконна. Но если государство в принципе не против такой рекламы, ее следует легализовать каким-то правовым актом".