Известно, что Киргизстан был в свое время одним из соавторов создания Таможенного союза. Потом случилось так, что ТС продвинулся вперед в интеграционном процессе, а республика от него отстала. На ваш взгляд, чем это было вызвано и как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию по дорожной карте?
Джоомарт Оторбаев: Для Киргизстана вопрос вступления в Евразийские интеграционные объединения очень важен. Грядущая евразийская интеграция нашей республики должна стать успешным примером и для стран Таможенного союза, и для других государств, подумывающих о присоединении к ТС. Мы осознаем свою ответственность в рамках инициативы и понимаем, что фактически этот шаг - без права на ошибку. Входить в Таможенный союз и Единое экономическое пространство республика должна с минимальным количеством рисков и, конечно, без суеты. Таков, в принципе, наш подход. Поэтому я благодарен "тройке" за то, что она отнеслась с пониманием к подобной позиции КР. Подчеркну, что никто нас не торопил, не подталкивал к принятию решения. В течение полутора лет совместно с Евразийской экономической комиссией и странами - учредителями ТС разрабатывался оптимальный вариант дорожной карты по вступлению Киргизстана в Таможенный союз. Сегодня документ готов, он утвержден в правительстве и отправлен на согласование в парламент страны. Евразийская экономическая комиссия примет дорожную карту по вступлению Киргизстана в ТС буквально на днях. Мы согласимся с вариантом дорожной карты.
Не усугубит ли, на ваш взгляд, вступление Киргизии в Таможенный союз существующие в республике экономические проблемы? Критики интеграции полагают, что именно это и произойдет.
Джоомарт Оторбаев: Как вы знаете, объявив о намерении присоединиться к ТС, мы одновременно подаем заявку на вступление в Единое экономическое пространство (ЕЭП). Эти два шага, в общем-то, неизбежно будут сопряжены с определенными социальными проблемами. Поскольку структура экономики Кыргызстана отличается от структур экономик стран Таможенного союза, вопрос ее адаптации к новым экономическим реалиям очень важен. Фактически в "богатое" интеграционное объединение входит страна с более низким подушевым потреблением. Чтобы избежать негативных последствий, нам необходимо учесть буквально каждую деталь. При этом мы рассчитываем на помощь со стороны России, Казахстана и Беларуси. И они, понимая наши проблемы, готовы Кыргызстан поддержать.
Вхождение в Таможенный союз откроет для киргизских производителей огромные рынки. А что Киргизия может предложить странам - участницам ТС, чтобы способствовать притоку капиталов?
Джоомарт Оторбаев: В вашем вопросе содержится и ответ. Наши производители в одно мгновение получат доступ из внутреннего пятимиллионного рынка к 170-миллионному рынку сбыта с высокой покупательской способностью. И этот фактор, на мой взгляд, является наиболее важным фактором, который принесет КР серьезные плюсы. А это, в свою очередь, приведет к качественному улучшению инвестиционной привлекательности нашей страны. Мы надеемся на приход в республику серьезных инвесторов как из стран Таможенного союза, так и из других государств. Очевидные преимущества, которые есть у Киргизстана сейчас, - это самые низкие в СНГ тарифы на электроэнергию, недорогая рабочая сила, невысокие цены на недвижимость (аренда, покупка) и так далее. То есть у любого бизнеса в условиях КР есть реальные возможности существенно сократить расходы на производство своей продукции. Именно это наша страна и сможет предложить потенциальным инвесторам.
В период подготовки дорожной карты звучали слова о том, что вступление Киргизии в Таможенный союз и Единое экономическое пространство противоречит принципам ВТО, членом которой является республика. Вы видите какую-либо угрозу для экономики страны в одновременном членстве в ТС и ВТО?
Джоомарт Оторбаев: Многие страны мира входят и во Всемирную торговую организацию, и в различные региональные интеграционные объединения. И одно другому не мешает. Россия, напомню, также является членом ВТО. То есть мы вступаем в союз, в котором самая большая страна имеет те же обязательства перед Всемирной торговой организацией, что и Киргизстан. Поэтому каких-то фундаментальных противоречий в этом я не вижу. Ну а если все-таки возникнут трудности, например, какой-то член ВТО заявит, что КР в рамках Таможенного союза устанавливает тарифы, наносящие ущерб его торговой политике, то решать проблемы мы будем с помощью переговоров.
Россия, как известно, последние несколько лет все пристальнее смотрит в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, оставаясь при этом крупнейшим партнером западного мира. А Киргизия находится в самом сердце Центральной Азии. Как вы полагаете, интеграционные процессы и разворот РФ в сторону Азии помогут вашей стране найти свое место, способное дать экономическое преимущество?
Джоомарт Оторбаев: Тот факт, что Россия начинает активнее работать со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, для Киргизстана, конечно, является плюсом. Согласно экспертным расчетам, к 2050 году 51 процент мирового ВВП будет производиться в Азии. Китай, к примеру, вот-вот станет первой по всем параметрам экономикой мира. Что касается нас, то у Киргизстана просто уникальное географическое положение. Республика находится между тремя членами БРИКС - Россией, Китаем и Индией. По сути, мы внутри БРИКС! Само по себе это уже преимущество. У нас есть выходы на крупнейшие рынки, благодаря чему Киргизстан может стать транзитной страной, предоставляющей благоприятные условия для работы, в первую очередь российского и китайского бизнеса.
Господин премьер-министр, вы не опасаетесь, что в борьбе за инвестиции, госструктуры республики забудут о своем главном предназначении? А именно - побуждать свой народ трудиться? Мол, не даст денег этот инвестор, обязательно даст другой, а самим зачем работать... Не случится ли, в случае прихода в Киргизию большого количества инвесторов, развращения власти? И, кстати, как вы оцениваете в этом контексте присутствие российского бизнеса у вас в стране?
Джоомарт Оторбаев: А вы знаете, нашей республике в каком-то смысле повезло, что у нас нет нефти и газа. Иными словами, у нас нет трубы! Нам приходится зарабатывать своими руками и головой. Вот и власть в этом смысле, она абсолютно не развращена потоками легких денег. Все деньги, которые заходят к нам, - трудные. И нам не грозит смерть от нашей лени. Приходится зазывать инвесторов, приходится много работать, чтобы в Киргизстан, в страну, не имеющую выходов к морю, вкладывали деньги. Мы боремся за инвесторов, предлагая им удобную законодательную базу, создавая комфортабельный инвестиционный климат. Факт в том, что в нас по-крупному пока инвестируют всего две страны - Россия и Китай. То есть очереди из инвесторов нет.
Конечно, уровень подушевого потребления у нас в 10 раз меньше, чем в Казахстане, и в 12 раз меньше, чем в России. За счет того, что нам труднее достаются ресурсы. Киргизстан никто не дотирует, но конкурентная устойчивость нашей экономики - серьезная.
По природе и местоположению Киргизия - уникальная страна. Ее можно сравнить со Швейцарией, и в этом смысле она могла бы стать местом элитного отдыха. Каким вам видится туристическое будущее республики?
Джоомарт Оторбаев: Я немного шире отвечу на этот вопрос. Самое большое препятствие на пути привлечения инвестиций в любую страну мира - отсутствие в ней политической стабильности. Еще три года назад в Киргизстане была крайне чувствительная ситуация, политические процессы казались абсолютно непредсказуемыми, казалось - крах экономике. Что уж тут говорить, в свое время революцию в КР даже назвали предтечей арабских революций. Но если сравнить, как развиваются события в Египте, Ливии, Тунисе и Киргизстане, то мы можем гордиться установившейся в нашей стране стабильностью. Большая заслуга в этом президента Алмазбека Атамбаева. С каждым годом амплитуда политических землетрясений у нас уменьшается. Все больше появляется доверия со стороны иностранцев к Киргизстану. А ведь туризм - один из элементов такого доверия. Достаточно сказать, что ежегодно количество приезжающих в КР гостей увеличивается примерно на треть. Так что я лично смотрю на туристическое будущее республики с большим оптимизмом. Главное, чтобы была политическая стабильность и предсказуемость инвестиционного климата.
Джоомарт Каипович, давайте перенесемся мысленно лет на 10 вперед. Какими вы видите Киргизстан, жизнь его граждан?
Джоомарт Оторбаев: Мы живем в самом быстроразвивающемся регионе земного шара, в окружении стран-"локомотивов" современного мира, которые обеспечивают по 7-8 процентов ежегодного роста и в которых проживает более половины человечества. Киргизстану просто необходимо стать участником этих процессов, найти свою нишу в региональном разделении труда. Наверное, мы не сумеем стать страной больших фабрик и заводов. Мы должны стать страной, максимально удобной для ведения бизнеса, с предсказуемым законодательством и предсказуемым инвестиционным климатом, с толерантным, многоязычным и образованным населением. Если сумеем это сделать, то инвесторы, которым нужны стабильность и безопасность, не заставят себя долго ждать. Вот это наша цель.
Помогает при выработке и принятии решений ваша прежняя научная деятельность? Какие принципы вы для себя исповедуете в экономике? Каков стиль работы премьера Оторбаева?
Джоомарт Оторбаев: По образованию я физик. А это наука точная. Так что главное для меня - системность и плановость во всем. Вообще у каждого госслужащего должен быть план работы. Тогда он сможет уйти от эмоций и быть ближе к расчетам и здравому смыслу. Весь цивилизованный корпоративный мир так существует. Этот принцип приводит к успеху. Изобретать тут ничего не надо.
Когда вам тяжело, откуда черпаете вдохновение?
Джоомарт Оторбаев: От семьи. Это моя поддержка. У меня пятеро детей, и они обязаны стать хорошими гражданами и служить своей стране. Мои родители дали мне имя, и я не имею права его замарать. Это же стремлюсь передать детям.
Джоомарт Каипович Оторбаев, премьер Киргизии. Родился в 1955 году в городе Фрунзе. В 1978 году окончил с отличием Ленинградский государственный университет по специальности "физика", доктор физико-математических наук, профессор. С 2001 по 2005 годы занимал должности специального представителя президента КР по привлечению инвестиций, спецпредставителя президента по экономической помощи Афганистану, вице-премьер-министра по экономическим вопросам. С 2006 по 2011 год - старший советник в Европейском банке реконструкции и развития. С декабря 2011 по апрель 2014 г. - вице-премьер-министр Киргизской Республики по экономике и инвестициям, первый вице-премьер-министр. 3 апреля 2014-го парламент республики утвердил Джоомарта Оторбаева в должности премьер-министра КР.