"Он вообще со слонами крайне вежлив, постоянно говорит им нежности, которые даже влюбленные иной раз друг другу не говорят..." - и огромная слоновья голова на полу и где-то в отдалении - сам Ренат Джумангалиев, кипер слонов (так называется эта профессия) московского зоопарка, озабоченно смотрит на своего спящего питомца - тому предстоит инъекция какого-то лекарства. О слонах, он, похоже, думает и по дороге на работу (объектив ухватил лицо кипера сквозь стекло вагона метро) и по дороге домой с пакетами из супермаркета. Если относишься к животным как к людям, о них трудно забыть. А вот батоны Елены Яковлевой, белые, еще до печи - сама же пекарь склонилась над оборудованием, запускающим выпечку этих 77 хлебов. "Я за всю смену, честно сказать, не видел, чтобы тетя Лена хоть раз присела" - фотограф Глеб Леонов, как и другие его 38 коллег, запечатлевших в своих фотоочерках 39 человек, живущих в России, и каждый день выходящих на службу, оставил рядом с фотоотчетом о проделанной работе несколько строк устных впечатлений о своих героях.
- Я давно хотела сделать выставку, в которой можно было бы в первую очередь восстановить понятие "классическая очеркистика", когда есть человек, о котором рассказывается история, - говорила в одном из интервью куратор Ирина Меглинская. - А с другой стороны, не хотелось влипнуть в отражения куполов в лужах и не навести фокус на свинцовые мерзости.
Одному из лучших арт-организаторов столицы это удалось настолько, что с какого-то момента "С чего начинается Родина?" перестаешь воспринимать как выставку, событие эстетическое, и начинаешь видеть в этом современную летопись страны. Об Ирине Пидэмской, экс-приме Пермского балета, целиком и полностью усваивая художественные усилия фотохудожника Кира Эсадова и внутренне благодаря его за это (тонкая рука во мраке, анфас-взгляд огромных глаз на учениц у станка!), начинаешь переживать как о человеке, которому только и осталось в жизни, что ее балетная пачка, неприкаянно свисающая со спинки кресла. А вот Александр Малютин, ветеран советско-финской из Зубово Архангельской области, всю жизнь живет в настоящем времени - тусит с пацанами, азартно, от доски до доски, читает газеты, раздает купленные на свои деньги конфеты детсадовцам и от такой жизни, судя по снимкам Александра Деменкова, не устает.
Что говорить, трудно взять на себя смелость ответить на вопрос "С чего начинается Родина?" Огромная страна для оленевода Казамкина, рыбака из села Варьеган - одно, для Филиппа Бахтина, организатора творческого лагеря "Камчатка" под Псковом, - другое и по климату, и по традициям, и даже по тому, как и когда дождь идет зимой и летом. Ирине Меглинской, по ее словам, хотелось, чтобы в этой выставке зрители увидели ценность каждой отдельно взятой человеческой души и самой этой души важные ценности. И работы фотомастеров позволяют сделать это и составить представление о жизни людей, населяющих Россию, будь то дети Владимира Толстого в очерке о хранителе " Ясной Поляны" или Анна Бигус, бывшая узница ГУЛАГа, снятая на фоне рассыпающихся в щепки лагерных бараков ("однажды во время работы она потеряла сознание от истощения, но в темноте полярной ночи никто этого не заметил и Анну Васильевну чуть не похоронили заживо" - пишет о своей героине фотограф Елена Чернышова), представить их жизнь с ее трудностями и с ее поэзией.
Если мы увидим эти души, то, возможно, как надеется Меглинская, и договоримся о том, как сегодня всем нам вместе жить в окружающем огромном пространстве России, с чего начинать ее для наших детей.
Кстати
Выставка "С чего начинается родина" будет работать не так долго, до 8 июня. "Музей Москвы" расположен по адресу: Зубовский бульвар, д. 2. Стоимость билетов 100 рублей и льготные категории - 50 рублей.