Американские изобретатели намерены заменить обычные дорожные покрытия на плитку из солнечных батарей под пуленепробиваемым покрытием. Батареи представляют из себя гексагональные панели, оснащенные светодиодами. Но они способны не только вырабатывать электричество. Панели содержат нагревательные элементы, чтобы растапливать снег и лед, а потому идеальны для зимних условий. Кроме того, панели могут питать электромобили, а в будущем даже заряжать их благодаря взаимной индукции. Прототип уже прошел испытания и выдержал вес самых тяжелых грузовиков. Более того, такое покрытие оказалось прочней асфальта.
На первый взгляд, вся эта затея кажется, прямо скажем, странной и уже точно очень затратной. Замена нынешнего покрытия многих тысяч километров дорог обойдется в фантастические суммы. По некоторым оценкам, идея только в масштабах США - это более 50 триллионов долларов, что эквивалентно государственному бюджету страны за 20 лет. Энтузиастов это не смущает: они верят, что в длительной перспективе вложения окупятся, и предлагают попробовать подсчитать, во сколько обойдется человечеству "экономия" ценой продолжающегося отравления окружающей среды из-за сжигания углеводородного топлива. Кроме того, авторы проекта подсчитали: если заменить асфальт на солнечные панели в 48 штатах США даже самыми дешевыми панелями с низким КПД, то выработанного электричества хватит, чтобы обеспечить энергий всю планету.
В правительстве США отнеслись к идее серьезно. Оно выделило энтузиастам 750 тысяч долларов, на которые была построена испытательная площадка. Надо отметить, что у этой идеи сразу нашлось много сторонников. Людей привлекает не только экологическая, но и эстетическая сторона проекта. Мечта о саморегулирующихся дорогах со встроенным освещением и дистанционно управляемой разметкой, не нуждающихся в вечном ремонте и очистке от снега, да еще и способных питать энергией города и подзаряжать аккумуляторы электромобилей и мобильных электронных устройств, способна увлечь воображение. Уже начат сбор средств на реализацию проекта.
Кстати, в Израиле испытывают дороги, которые также способны вырабатывать электричество, но на другом принципе. В полотно встроены пьезодатчики, которые под давлением автомобиля "производят" электрический ток. Может быть, стоит объединить два варианта, и тогда эффективность такого тандема будет намного выше, чем каждой составляющей по отдельности.