В тихом омуте
На пресс-конференции в Бишкеке представитель общественного объединения "Кылыс" Тилек Исаев заявил, что (цитируем) "преподаватели школы в течение четырех месяцев систематически подвергали унижениям и оскорблениям ученицу 6-го класса Мээрим (имя изменено - ред.)". По его словам, все началось с того, что ей стали занижать оценки. Журналистам продемонстрировали тетрадь, где явно видно, как красными чернилами правильный ответ исправлен на неверный. Девочка, по словам Исаева, столкнулась с "настоящими репрессиями". Причиной якобы стало то, что родственники школьницы не смогли вовремя сдать в качестве добровольного взноса две тысячи сомов.
Дядя девочки и вовсе утверждает, что 13 мая 2014 года в школе прошел митинг, в котором участвовали педагоги и учащиеся. Участники акции требовали защитить от шестиклассницы одну из преподавателей. Он также сообщил, что родня девочки обращалась в минобразования и прокуратуру, однако никаких действенных мер якобы принято не было.
- К сожалению, сложившая ситуация негативно отразилась на психологическом состоянии племяницы. Нам ничего не остается, как перевести ее в другую школу, - за-явил дядя Мээрим.
Анонимки в ящике
Мээрим приехала в Бишкек из села в Иссык-Кульской области, где остались ее родители. Переезд был, увы, вынужденным - у девочки серьезные проблемы со зрением. Чтобы не отрывать Мээрим от учебы, родители решили отправить ее на лечение в столицу, где она могла бы параллельно продолжать занятия в школе. В Бишкеке девочка живет у дяди.
Не заладилось у Мээрим, как оказалось, не столько с преподавателями, сколько со сверстниками. Они обвиняли девочку в... рэкете. В школьный почтовый ящик, как утверждают в школе и городском управлении образования (ГУО) мэрии Бишкека, поступило несколько анонимных сообщений, в которых ребята назвали Мээрим вымогательницей.
Школьная администрация провела разбирательство "в узком кругу". С учеников, в том числе и с Мээрим, взяли объяснительные, а девочку поставили на внутришкольный учет. Однако инспектор по делам несовершеннолетних об этом в известность своевременно поставлен не был.
Почему? Хороший вопрос. С юными рэкетирами в школах предпочитают разбираться по-тихому. Предавать огласке подобные факты зачастую боятся, чтобы не навлечь гнев минобразования. За вымогательство в школах отвечать приходится директорам и педагогам. Дескать, не доглядели, не воспитали правильно. Тем не менее, рэкет в учебных заведениях столицы, увы, стал явлением распространенным и едва ли не привычным. Дети, по утверждению психологов, копируют поведение взрослых. А ведь плохой пример, как известно, заразителен.
Впрочем обвинения в адрес Мээрим не имели под собой оснований. Это выяснила комиссия, направленная в школу горуправлением образования. Кто писал анонимки и зачем, осталось тайной.
- Увидев Мээрим, честно сказать, усомнилась, что худенькая девочка в очках, приехавшая в столицу из глубинки, может заниматься вымогательством, - говорит начальник управления развития образования Ирина Пузырева. - Поэтому обвинение в рэкете мы посчитали надуманным. Что же касается оценок, то тут уже Мээрим заподозрили в неискренности. Девочка учится хорошо, плохих отметок у нее нет, но якобы ей незаслуженно выставляют двойки. Мы проверили этот факт, он не подтвердился. Но, как бы там ни было, директору и некоторым преподавателям министр образования объявил выговоры.
А был ли митинг?
Отрицает чиновница ГУО и проведение на территории школы митинга. По словам Пузыревой, преподаватель математики, которую обвиняли в исправлении правильных ответов на неправильные, решила уволиться. Ученики в поддержку педагога нарисовали плакат с просьбой не уходить из школы, но родственники Мээрим восприняли это как акцию протеста.
Как утверждает директор школы Дамира Назаркулова, скандала вообще можно было бы избежать, если бы родственники девочки своевременно сообщили о том, что у нее начались проблемы.
- Думаю, все можно было решить мирно, - рассказала корреспонденту "РГ" Дамира Назаркулова. - Мы и сейчас готовы на компромисс, но почему-то родственники ученицы этого не хотят. Я лично принесла свои извинения девочке за незаслуженные обвинения. Что касается митинга, то его как такового не было. Ученики сами написали плакат, где просили педагога не увольняться. Никто из преподавателей не просил ребят проводить какие-то акции.
Тем не менее, родственники девочки ни ГУО, ни руководству школы не верят и пишут жалобы в различные инстанции. В школе продолжаются проверки - то прокуратурой, то уже минобразования. Педагоги настаивают на том, что их оговорили, родственники девочки - на привлечении администрации школы и учителей к уголовной ответственности. И ни те, ни другие не задумываются о том, что творится в душе у 12-летнего подростка. Остается надеяться, что за летние каникулы компромисс между родителями и учителями все же будет найден.
Назгуль Турдубекова, глава общественного фонда "Лига защитников прав ребенка":
- Опытный психолог из нашей организации провела в данной школе беседы с администрацией школы и ученицей. Директор учебного заведения и представители городского управления образования принесли девочке извинения. Также администрация обещала, что проведет разъяснительную работу среди ребят, чтобы на Мээрим не оказывали психологического давления. Кроме того, директор попросила лигу внедрить в СШ программу "Школа без насилия", которую организация уже реализует в 38 среднеобразовательных учреждениях Киргизии.
Алина Славянская, психолог кризисного центра:
- Однозначно тут в равной степени виноваты обе стороны. Конфликтная ситуация, на мой взгляд, возникла уже просто потому, что ребенок приехал учиться в столицу из региона и имеет проблемы со зрением. А это нередко служит поводом для неприятия или насмешек подростков. Городские, как известно, часто смотрят свысока на приезжих из глубинки. Девочку обвинили в рэкете, и скоропалительное решение школьной администрации о постановке на учет пробудило в ней агрессию. Тем более, обвинения, как показывают факты, были незаслуженными.
Каким бы хорошим ни был ее дядя, девочка нуждается в родительской заботе. В этой ситуации мало чем поможет перевод ребенка в другую школу. Город у нас небольшой, учителя друг друга знают, так что куда бы девочка ни пришла учиться, ей будет сопутствовать определенная репутация. Что бы взрослые ни говорили ученикам, последние всегда поступят по-своему.