29.05.2014 10:37
Экономика

Убытки железнодорожников в ДФО достигли 3 млрд рублей

Почему в ДФО сворачивают пригородные железнодорожные перевозки
Текст:  Елена Подоляк
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (6391)
В расписании пригородных железнодорожных перевозок Приморского края 1 июня появятся два новых маршрута. Впервые на электричке можно будет добраться из Владивостока в Спасск-Дальний, а из Партизанска - в Находку.
Читать на сайте RG.RU
Субсидии пригородных электричек составят 25 миллиардов рублей ежегодно

Как рассказал Максим Каленник, пресс-секретарь компании, отвечающей за движение пригородных поездов в четырех субъектах ДФО - Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Еврейской автономной областях, просьбы о введении маршрутов поступали от пассажиров давно.

Так что последних подобная оптимизация не может не радовать, в отличие от перевозчиков, заявляющих о перманентных убытках. А они, по утверждению железнодорожников, с 2010 года по сегодняшний день достигли по всем регионам почти трех миллиардов рублей. Себестоимость проезда везде разная, разная и цена билета для пассажиров. Общим является то, что везде, по утверждению перевозчика, она ниже себестоимости.

В связи с этим железнодорожники как естественные монополисты должны получать компенсацию своих выпадающих доходов из краевых и областных бюджетов.

- В 2013 году правительство Хабаровского края выделило на субсидирование пригородных перевозок 69 миллионов рублей. Эта сумма компенсирует 78 процентов выпадающих доходов. Правительство Амурской области, несмотря на катастрофический паводок, направило 100 миллионов рублей (или 36 процентов). Еврейская автономная область выделила 42 миллиона рублей субсидий (56 процентов). Бюджет Приморского края перечислил 105 миллионов, что покрывает лишь 27 процентов реально заказанного объема. При этом в Приморье компания перевезла больше, чем в остальных регионах, - 6,67 миллиона человек, - приводит данные Максим Каленник, сетуя на то, что договариваться с местными властями очень сложно.

Железнодорожники заявляют, что их убытки на местных маршрутах с 2010 года достигли в четырех субъектах ДФО почти трех миллиардов рублей

Весной Приморье уже почувствовало на себе, что значит "оптимизация пригородного сообщения". Из расписания на время исчезли несколько пар электричек, а в других составах было сокращено количество вагонов.

"Не смогли влезть в электричку. Даже тамбур был забит под завязку!" - писали пассажиры на форумах. Жалобы посыпались и к руководству компании, и в краевую администрацию.

Руководство компании объяснило: согласно законодательству заключать договор с администрацией на перевозки можно только исходя из текущего финансирования, а его недостаточно (объясняется это просто - лишних денег в дефицитном бюджете края нет). По подсчетам перевозчика, требуются 400 миллионов рублей субсидий, а им было обещано только 90.

Как комментируют железнодорожники, чтобы растянуть эту сумму на весь год, необходимо больше чем наполовину сократить расписание.

Вполне понятно, что краевая власть, являющаяся держателем пакета акций предприятия, запретила принимать подобные решения без одобрения всего совета директоров, а затем распространила сообщение, что электрички в Приморье будут ходить в полном составе и по прежнему расписанию. Для этого было решено добавить перевозчикам денег - еще 32 миллиона рублей.

Это стало итогом встречи губернатора Приморья Владимира Миклушевского с президентом ОАО "РЖД" Владимиром Якуниным.

- В Приморье есть населенные пункты, где нет другого транспортного сообщения кроме пригородных электропоездов. Мы должны действовать в интересах жителей, сохранив пригородные электрички, и при этом сделать их комфортными и современными, - высказался Миклушевский после общения с главным железнодорожником страны.

Проблему удалось решить, по крайней мере, временно. Важно не допустить, чтобы следующий год снова начался с выяснения отношений властей и перевозчиков, заложниками которых станут жители края. Поэтому еще одним итогом встречи Миклушевского с Якуниным стало решение о создании рабочей группы, которая займется развитием в Приморье пригородного железнодорожного сообщения. В том числе - определит механизм привлечения дополнительных субсидий из федерального бюджета.

Между тем

С 2012 года в Амурской области закрыт ряд маршрутов, связывающих областной центр с городами Белогорск, Свободный, Тында, поэтому власти начали искать альтернативные варианты. Уже в ближайшее время отмененные электрички должны заменить так называемыми рельсовыми автобусами.

- Необходимо приобретать для перевозок новую современную технику - монопоезда, двухвагонные автобусы. Следует стремиться к тому, чтобы в 2014-2015 годах такой заказ был размещен, и первый эксперимент с рельсовыми автобусами на территории Дальнего Востока запущен, - сказал губернатор Амурской области Олег Кожемяко.

Железные дороги Приморский край Дальний Восток