Краевой центр Приморья рекламой перегружен. Приходится приложить усилие, чтобы разглядеть город за биллбордами, брандмауэрами, пилонами, растяжками и прочими атрибутами "наружки".
Среди заметных изменений последних полутора лет - сокращение числа растяжек над улицами, но увеличение количества рекламных щитов, появление мультимедийных экранов и рекламы на скамейках в скверах.
Контролировать процесс появления новых форм станет проще с вошедшими в закон о рекламе дополнениями. Теперь информационные конструкции могут размещаться только в рамках разработанного муниципалитетом плана.
- Предстоит утвердить эту схему на земельных участках независимо от их форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, которое находится в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности, - объясняет начальник городского управления регулирования рекламной деятельности Татьяна Шахова.
В соответствии с новыми требованиями предусматривается некоторое сокращение количества рекламных щитов, сейчас их во Владивостоке чуть больше 800.
Изменения грядут и в Хабаровске, где также разработали новую схему размещения конструкций. Здесь "сократят" 200 биллбордов размером 3х6 метров (из 1400 имеющихся): не вписываются в итоговый план, портят облик города. Правда, демонтировать их сразу никто не собирается - только по истечении времени действия договора. Без потерь не обойдется. Сокращенные площади - это минус 15 миллионов рублей ежегодных поступлений в городскую казну уже с 2017-го (когда закончатся сроки всех действующих сегодня разрешений). Какую-то часть потерянных денег восполнят путем создания новых мест для размещения рекламы, но удастся ли полностью компенсировать потери, пока неясно.
Тем не менее городские власти считают, что новшества абсолютно оправданы.
- Новая схема приведет к большему порядку в сфере наружной рекламы, - отмечает начальник отдела наружной рекламы и информационных конструкций мэрии Хабаровска Василий Аристов. - Будет запрещено размещать ее на газонах, ограждениях, заборах, контейнерах, крышах. А чтобы смонтировать информационную конструкцию на зданиях и сооружениях, необходимо согласовать с главным архитектором и главным художником города.
Сегодня в Хабаровске большая часть объектов наружной рекламы имеет подсветку. Активно используются призматроны, роллеры, видеоэкраны, электронные табло. Им администрация города отдает предпочтение перед устаревшими формами: с некоторых пор в исторической части города вообще абсолютно все рекламные конструкции должны иметь неоновую, светодиодную или люминесцентную подсветку. Это тот стандарт, к которому идут сегодня все крупные города. Не исключение, конечно, и Владивосток.
- В целом изменения на рынке рекламы назрели давно. Нельзя не согласиться, что город перегружен биллбордами, к тому же фанера на длинной палке - поза¬вчерашний день. Будущее, мне кажется, за экранами-телевизорами. В них реклама красочней и динамичней, да и просто-напросто больше ее прокачивается за сутки, - считает заместитель директора одной из приморских рекламных компаний Алексей Кивчер. - Но встает проблема цены. Конечно, на щите реклама дешевле…
Устаревшая реклама - это одно, а самовольная - совсем другое. Кроме законно установленных биллбордов, во Владивостоке немало нелегальных, находящихся в неположенных местах. Уже дошло то того, что по ночам самовольно вырубали деревья вдоль дорог, на обочинах которых установлена реклама: чтобы ее, незаконную, было лучше видно. По оценкам специалистов, пострадало более 200 деревьев, среди которых занесенные в Красную книгу амурский бархат и конский каштан. Идет проверка, и, как пообещали власти, виновные будут привлечены к ответственности.
Борьбу с размещенной без предусмотренного законодательством разрешения рекламой муниципалитет ведет непрерывно. Всего с начала весны 2014-го управлением регулирования рекламной деятельности Приморского края выдано около сотни предписаний на демонтаж самовольно установленных конструкций в тех случаях, когда стало известно, кто их поставил.
Новые требования в законе дают право муниципальным органам самим - без обращения в суд - демонтировать рекламу, если по предписанию этого не сделал ее владелец. Для этих целей в администрации Владивостока создана специальная комиссия и определен подрядчик, который и будет заниматься ликвидацией конструкций.
В Хабаровске приморцев опередили - здесь администрация города уже убирает незаконно установленную рекламу.
- Снятые конструкции хранятся на базе. Владелец, чтобы их забрать, заплатит и за демонтаж, и за хранение. Это самое лучшее воздействие - и без лишних проволочек, - рассказывает Василий Аристов.
С теми самовольно расклеенными коммерческими объявлениями, которые не подпадают под понятие рекламы, но облик города портят не меньше, чем незаконные щиты, бороться будут весьма оригинально.
- Мы воспользовались успешным опытом иркутян, - говорит Аристов. - Сейчас заключаем контракт с предприятием, которое с помощью специальных программ обеспечит круглосуточный автодозвон по указанным номерам каждые пять-десять минут с уведомлением: "Вы нарушаете закон". Я думаю, владелец номера постарается быстро снять все свои объявления.
Кстати
Наружная реклама - одна из доходных статей городских бюджетов. Например, в казну Владивостока сумма общих отчислений за нее в 2013 году составила 48 миллионов рублей. В Хабаровске, где этот рынок, судя по всему, более упорядочен, - свыше 95 миллионов.