В ней должны быть учтены интересы всех, кто имеет отношение к отрасли. Этот документ будет ориентиром для корректировки закона "О почтовой связи", который во втором чтении рассмотрит Госдума осенью этого года, отметил в беседе с журналистами замглавы минкомсвязи Михаил Евраев после заседания Экспертного совета по развитию почтовой отрасли.
Одним из важных моментов в концепции станет определение периметра рынка услуг почтовой связи и правил игры на нем. В него попадут те компании, что доставляют по указанным адресам груз с определенным весом и габаритами, то есть посылки. Именно такие параметры отличают почтовые компании от грузоперевозчиков.
Они должны будут получать лицензии как почтовые операторы. Сейчас доставкой пакетов, заказов и писем занимается не менее 500 операторов. Их число может значительно сократиться. Кто-то уйдет с рынка, кто-то станет грузоперевозчиком.
Компаниям, которые имеют курьеров для доставки своей продукции, получать лицензию почтового оператора не надо, уточнил Евраев, вспомнив про статью в "РГ" о том, что доставщиков пиццы обяжут иметь такой документ. Теперь этот вопрос более детально прописан в концепции. Также не забыта и спецпочта, которой в одной из редакций законопроекта вообще не было. Но это почтовая связь не для всех. А только для отправителей документов с грифом "секретно" под вооруженной охраной и госдокументов фельдъегерями. К ним будут предъявляться отличные от других почтовых операторов требования. И те, и другие обязаны сохранять для своих клиентов "тайну" переписки. Обычные почтовые операторы в рамках своей лицензии должны получить доступ к почтовым ящикам, право на перевозку, обработку почтовых отправлений. Так же как и право оказывать услуги государственным и муниципальным органам власти. А за утрату, порчу нарушение сроков доставки им придется нести ответственность.
Скорее всего национальный назначенный государством оператор так и останется один, предположил Евраев. У него как раз будет обязанность оказывать универсальные услуги связи, тарифы на которые регулируются. Это обработка, перевозка и доставка письменной корреспонденции, почтовых и телеграфных переводов денежных средств. Но не всегда тариф, установленный государством, покрывает полную себестоимость универсальных услуг. Минкомсвязь предлагает установить единый предельный среднесетевой тариф, который бы позволил оператору универсальной почтовой услуги делать скидки на привлекательных направлениях, где доставкой занимается большое число операторов.
А с другой стороны, если универсальная услуга оказывается по тарифу ниже ее себестоимости, например, при доставке в отдаленные северные районы, рассмотреть возможность компенсации убытков оператору. Для этого можно выбрать прямую господдержку либо создать фонд универсальной услуги, в который идут отчисления от всех игроков почтового рынка. При этом речь не идет о субсидиях от государства, уточнил Евраев, отвечая на вопрос "РГ".