- Большой процент стремящихся к собственному делу объясним двумя факторами, - считает специалист по подбору персонала кадрового агентства "Юнити" Татьяна Карпова. - Во-первых, это влияние крупных городов (этот опрос вряд ли затронул сельскую глубинку), где фриланс, собственные интернет-проекты и мелкое предпринимательство - обычное явление. Во-вторых, это своего рода влияние популяризации сверхприбыльных предпринимателей поколения вроде Стива Джобса и Марка Цукерберга. Тем не менее из заявленных 76% собственный бизнес на деле откроют не более 20%, а опросы этого поколения спустя несколько лет покажут куда более низкий процент стремления к открытию дела в связи с пониманием не располагающего к этому климата.
Высокий показатель потенциальной предпринимательской активности вступает в очевидный конфликт с представлениями об идеальном руководителе, отметил директор по персоналу группы компаний Hays в мире Джеймс Калленс. Так, 58% молодых россиян мечтают о "твердой руке" - начальнике, который ставит конкретные задачи и распределяет их между сотрудниками. По этому параметру российское поколение Y сильно опережает другие страны - например, всего 12% европейцев хотели бы иметь руководителя такого типа. Там молодежь хотела бы видеть в руководителе коуча и ментора (46%), среди россиян такие пожелания высказали только 7%. Впрочем, по мнению генерального директора Penny Lane Personnel Татьяны Доляковой, нет никакого противоречия в том, что молодые люди хотят открыть свой собственный бизнес, а в начале своей карьеры хотят поработать под началом руководителя с "твердой рукой". По ее словам, во-первых, у поколения Y на виду карьеры успешных предпринимателей до 35 лет, которые стали обладателями миллионных состояний. Помимо Марка Цукерберга (Facebook) и Павла Дурова (ВКонтакте), это многие российские предприниматели, бизнес которых изначально строился в Интернете. Например, Максим Ноготков (Группа компаний "Связной", $1,5 млрд), Андрей Романенко (сервис оплаты услуг Qiwi, $233 млн), Александр Агапитов (сервис платежей в онлайн-играх Xsolla, $80 млн), Илья Попов (компания Riki Group "Смешарики", $78 млн), Максим Фалдин (интернет-молл Wikimart, $24 млн), Всеволод Страх (интернет-магазин "Сотмаркет", $21 млн), Анастасия Сартан (Магазин "TrendsBrands", $3,5 млн) и др. "Успешных молодых предпринимателей в России действительно много, и о них прекрасно осведомлено поколение Y. Позитивный пример предпринимательства вдохновляет!" - убеждена Долякова.
Во-вторых, по ее словам, сейчас найти деньги на развитие собственного бизнеса не так сложно - бизнес-ангелы, частные, государственные и международные венчурные фонды, да и просто помощь родителей, представителей поколения X - вещи вполне реальные. Наиболее привлекательные отрасли для стартапов, по мнению Доляковой, это финансовые и образовательные услуги, проекты на стыке ИТ и медицины, игровые, развлекательные и социальные сервисы, технологии для обслуживания электронной коммерции, а также контентные проекты. "Даже если только 30% из поколения Y попробуют, а у 5-7% из них что-то получится - это тоже хороший результат, нужно пробовать, получать опыт, стремиться к успеху! Поколение Y может сделать прорыв, и не надо его сдерживать, раз есть такое желание", - отметила эксперт.
Что касается желания поработать под "жестким" началом, по словам Доляковой, представители поколения Y имеют широкий доступ к информации и умеют ее анализировать. Ни для кого не секрет, почему многие стартапы терпят неудачу - это отсутствие у молодых фаундеров управленческих, маркетинговых, HR, технологических, финансовых компетенций. В начале карьеры желание работать под руководством "жестких" (профессиональных, авторитетных, более опытных) руководителей носит прагматичный характер - получение бесценного опыта, который пригодится для работы, в том числе в собственном бизнесе. А вот Татьяна Карпова в своей практике со стремлением к авторитарному руководителю не сталкивалась. По ее словам, на собеседованиях в описании идеального руководителя часто основные качества - это профессионализм, адекватность и менторство. От авторитарных руководителей чаще уходят, чем стремятся их найти, убеждена рекрутер.
Еще одной характерной чертой поколения Y в России исследователи назвали высокую социальную мобильность - они всегда на связи. Однако трудоустройство через социальные сети не пользуется популярностью. Большинство считает резюме более необходимым и эффективным элементом, чем профиль на LinkedIn или в Facebook. При этом 68% опрошенных ожидают, что потенциальные работодатели станут проверять их личные страницы в социальных сетях.
- Чтобы Facebook действительно помог, нужно понимать технологию найма, - говорит руководитель Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru Наталья Голованова. - Рекрутеры привыкли работать по устоявшимся схемам, и наличие резюме - одно из первых их требований. Проще всего заполнить резюме не на коленке в вольной форме, а на специализированном портале, где все сделано для удобства соискателя и уже потом в соцсетях давать ссылки на свое резюме или отправлять друзьям и возможным работодателям, если они на просторах сетей будут встречены.