Вопреки мнениям некоторых либеральных экспертов, это не может не касаться России. Катастрофа происходит непосредственно на наших границах, затрагивает наших бывших сограждан по СССР, людей одних с нами языка, истории и культуры. Мы понимаем, что через некоторое время беженцы из этого региона поедут в нашу страну. И это, к сожалению, только первый этап, потому что с осени 2014 года в связи с проведением реформ, предложенных Международным валютным фондом, зоной социального бедствия станет вся Украина. Реформы, в частности, приведут к тому, что украинские пенсии фактически снизятся в 2 раза, хотя они уже сегодня в 2-2,5 раза ниже среднероссийских.
В этой ситуации Россия должна осуществить ряд мер для того, чтобы помочь тем, кто приехал к нам с Украины.
Недавно нами был принят закон, позволяющий русскоговорящим получить гражданство РФ в упрощенном порядке. Но сегодня эффективность этого закона вызывает сомнения. В Госдуму поступают жалобы. Нужно еще раз оценить практику его применения и при необходимости уточнить формулировки.
Также на территории нашей страны находится большое количество украинцев, которые пока не готовы менять свой паспорт, но фактически являются беженцами. Общее правило, которое действует в соответствии с соглашением между правительством РФ и правительством Украины, гласит, что срок их пребывания в России не должен превышать 90 дней. Наверное, это правило сейчас неверно, потому что не вполне справедливо требовать от мирных граждан возвращения в зону боевых действий. Тем более что среди этих граждан есть и пожилые, и молодежь, которая сознательно не хочет призыва в украинскую армию, не хочет с оружием в руках воевать с населением юго-востока. Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о том, чтобы право на пребывание таких граждан на территории РФ было продлено как минимум до 1 января 2015 года.
Конечно, мы должны оказать гуманитарную помощь и непосредственно на территории Украины, то есть провести гуманитарную операцию. Нужны волонтеры, необходимо проведение сбора денежных средств, медикаментов и т.п.
Но крайне важно понимать, что гуманитарные грузы могут быть доставлены и беженцы могут быть приняты только по безопасным коридорам. Есть три варианта обеспечения безопасности этих коридоров. Первый - договоренность с действующей властью. Но в случае с киевским режимом это вряд ли возможно. Второй вариант - реальные гарантии со стороны донецких и луганских ополченцев того, что они в состоянии взять коридоры под свой контроль и охранять их. Третий вариант - введение миротворческих сил. Решение о том, какой вариант выбрать, с учетом всех факторов может принять только политическое руководство страны.
Правильным является и размещение в здравницах Крыма детей, раненых, пожилых людей, которые прибывают к нам из восточных областей Украины. Во-первых, это близко и крымская инфраструктура позволяет решить данные вопросы. Во-вторых, это разобьет миф о том, что Россия якобы отобрала Крым у украинцев. У жителей Украины полуостров отобрала хунта, это она не дает им туда приезжать. Мы же говорим, что Крым как был открытым для украинцев, так открытым и остается. Присутствие его в составе России сегодня только усиливает безопасность находящихся там людей.