- Область наших интересов - верхние слои атмосферы, 50 километров и выше, - объясняет ученый. - Кстати, именно на высотах 50-60 километров спускаемые аппараты испытывают максимальные тепловые нагрузки. Дело в том, что скорость еще не погасилась, а газ уже становится плотным. Эта комбинация и порождает максимум нагрузки. Мы разбираемся в физике процессов, на их основе составляем компьютерные модели, а затем проверяем их в экспериментах на специальных установках.
Не менее сложная и актуальная задача связана с турбулентностью. Каждый, кто летал на самолете, знает, что такое "воздушная яма". Но оказывается, подобные ситуации возникают и на орбите. Завихрения возникают при обтекании космических аппаратов на больших скоростях полета, а также при вылете из сопла двигателя продуктов сгорания.
Казалось бы, какой вред может нанести такой выброс? Оказывается, серьезный. Вплоть до вывода из строя солнечных батарей. Дело в том, что, например, несгоревшие частички могут лететь куда угодно, в том числе и в сторону спутника. Эта грязь способна загрязнить солнечные батареи и даже вывести их из строя.
- Через три года, когда закончится срок гранта, лаборатория должна выдать "на гора" пакет программ для решения задач высотной аэродинамики, - говорит Сергей Гимельшейн. - С его помощью инженеры смогут рассчитывать оптимальные параметры космических аппаратов.
Но сумеет ли ученый, который является сотрудником американского университета, закончить эту работу? Ведь, как известно, правительство США грозит санкциями ученым, которые сотрудничают с Россией. "Не исключено, что санкции могут повлиять на нашу работу, - говорит Сергей. - Мы подготовили документы по совместному российско-американскому проекту по исследованиям ламинарно-турбулентных процессов. Боюсь, что в этом году шансы на его реализацию малы. Правда, я разговаривал с менеджерами этой программы и, по их словам, пока реального эмбарго не объявлено, а заявления политиков их мало волнуют".