05.06.2014 00:10
Культура

В музыкальном театре Покровского поставили "Мавру" Игоря Стравинского

В музыкальном театре Покровского поставили "Мавру" Игоря Стравинского
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №125 (6397)
Оперу "Мавра" Стравинского, написанную на пушкинский сюжет "Домика в Коломне", главреж Музыкального театра имени Б.А. Покровского Михаил Кисляров поставил к своему 60-летнему юбилею. Музруком постановки выступил Геннадий Рождественский.
Читать на сайте RG.RU

Так совпало, что нынешняя премьера "Мавры" случилась не только в юбилейный день рождения постановщика Михаила Кислярова, но и в исторический день ее провальной премьеры 92 года назад (3 июня 1922 года) в парижской "Гранд-опера". Французы тогда, несмотря на упорные "штудии" дягилевских "Русских сезонов", так и не смогли оценить русский юмор этого музыкального "анекдота". Для Стравинского же партитура "Мавры" с ее ироничной игрой, оперирующей "бытовым" музыкальным языком и водевильной ситуацией, где девица Параша приводит в дом гусара Василия, переодетого кухаркой, осталась в числе самых любимых. В России эта партитура принесла удачу Московской "Геликон-Опере", исторически открывшейся в 1990 году именно премьерой "Мавры". Граундом же нынешней постановки оперы на сцене Театра Покровского стал персональный интерес Михаила Кислярова к музыке Игоря Стравинского: он уже ставил "Свадебку", "Историю солдата", "Байку", "Контракт для Пульчинеллы с оркестром, или Посторонним вход разрешен" по произведениям Перголези и Стравинского. Нынешняя "Мавра" - шутка, буфф, игривый режиссерский жест, удачно вписавшийся в зрелое творчество режиссера.

На Таганке поставили спектакль "1968. Новый мир"

Надо заметить, что театр Покровского не поскупился творчески отметить юбилей своего руководителя, развернув в афише парад спектаклей Михаила Кислярова: "Холстомер" Владимира Кобекина и "Три Пинто" Вебера, "Идоменей" Моцарта и "Век DSCH", "Четыре самодура" Вольфа-Феррари и "Альтист Данилов" Александра Чайковского, "Контракт для Пульчинеллы с оркестром" и "Блудный сын" Бриттена. Притчей Бриттена открыли и юбилейный вечер, задав философскую ноту размышлений о сути человеческого опыта жизни, бренности и глубине, искушении и высшей любви. О прощении. В спектакле Михаила Кислярова бриттеновская партитура обрела аллегорические контуры, где мир греха, блуда, низменных желаний превращает людей в жутких ползущих безликих существ в корках-панцирях, а напряженные музыкальные монологи звучат в темном "рембрандтовском" пространстве, как горячая исповедальная "речь сердца".

На фоне столь серьезной христианской коллизии сюжет последовавшей вслед за "Блудным сыном" премьерной "Мавры" выглядит абсолютным гротеском, но обаятельным и простодушным. И это уже другой творческий полюс режиссера, с азартом поставившего "вздорную", "чепуховую" историю о девице и переодетом гусаре-кухарке. И в чувстве юмора здесь юбиляру не отказать. Персонаж, которого режиссер ввел в спектакль - лубочный Пушкин, "наше все", творец, Автор - в гротескном гриме, с мохнатыми бакенбардами во всю щеку, в кудрявом парике с "ушами" (Алексей Морозов). Этот Пушкин и рассказывает абсурдную историю, герои которой ему под стать: Гусар-Мавра (Борислав Молчанов) - в кривом мундире и парике-букле, переодевающийся в гигантский женский чепец и размахивающий ножами и поварешками, зазноба-девица Параша, с диким цветным "калачом"-косой на голове и лубочными красными щеками (Александра Мартынова), мамаша Параши (Ирина Кокоринова) и соседка (Ольга Березанская) - крикливые особы в диких нарядах, напоминающих очертания матрешек. Художник-постановщик Ася Мухина растворила этот лубок в таком же "игровом" конструктивизме - в лаконичных очертаниях железных кроватей и стульев, в зависшем в воздухе "портрете" в духе Пикассо, подмигивающем в финале, подобно пушкинской карточной даме.

Театр Наций представил премьеру спектакля "Гаргантюа и Пантагрюэль"

Мир "Мавры" - водевильный, бытовой, абсурдистский, прошитый насквозь "жестокими" романсами и мещанской лирикой, цыганщиной и военными ритмами. Геннадий Рождественский смакует весь этот диапазон, тщательно распаковывая синтез Стравинского, словно выводя каждый элемент наружу - так, что за кадром не остается ни одной интонации, ритмической фигуры, мотива. И цветистые рулады Параши, и прямолинейные дерзкие реплики Гусара, оборачивающиеся его фантастически длинной любовной элегией, и бытовые женские перепалки, и "среднестатистические" мелодии городских песен - все сплетается в живой комический узор. А артистам этот узор оказывается очень даже к лицу.

Теперь Михаилу Кислярову предстоит завершить свой монофестиваль приношением учителю - Борису Александровичу Покровскому. 7 июня на сцене театра пройдет гала-представление "Диалоги с Покровским".

Музыкальный театр