Слово "родительская" в названии дней поминовения усопших имеет широкий смысл: мы вспоминаем не только наших отцов и матерей, если они уже не с нами, но и всех предков, ставших нашими родоначальниками. Так Церковь ненавязчиво напоминает нам о единстве человеческого рода, о том, что мир начинается не с нас, и предыдущим поколениям мы обязаны жизнью. Строго говоря, молитвенному поминовению усопших посвящена каждая суббота. Почему именно этот день? Потому что это последний день недели (неделя в Церкви начинается с воскресенья), согласно Библии день, когда Господь завершил творение мира, день покоя. Христианство наполнило субботу особым смыслом - именно в субботу распятый накануне Христос, находясь телом во гробе, сошел во ад и вывел оттуда всех праведников, томившихся в ожидании Его Пришествия. То есть в субботний день Сам Иисус Христос находился во гробе.
Но, главное - завтра воскресенье, день самим своим названием чествующий событие Воскресения Христа из мертвых, Его победу над смертью. Поэтому суббота и становится днем, когда мы молитвенно вспоминаем всех усопших. А в так называемые вселенские родительские субботы - общей церковной молитвой не только близких и дальних родственников, но и всех людей, со времен Адама. Среди шести особо выделенных родительских суббот вселенских две - за неделю до начала Великого поста и перед праздником Святой Троицы. Заметим, что этими шестью родительскими субботами Церковь не ограничивает молитвенного поминовения тех, кто уже по ту сторону дыханья - о них молятся и 9 февраля (о пострадавших за веру Христову), и на Сретенье Господне, совпавшее с днем вывода наших войск из Афганистана (15 февраля) - за войнов, погибших, выполняя интернациональный долг, и на Радоницу, и 9 мая.
А сегодня, в субботу накануне Дня Святой Троицы, мы особо поминаем людей, отошедших в мир иной без напутствия священника, Таинства Исповеди и Евхаристии, а еще за тех, кто не получил христианского погребения - за пропавших без вести, погибших в огне, в водной пучине, в горах, при землетрясениях, других катастрофах. Святой Василий Великий, составивший молитвы вечерни Дня Святой Троицы, говорит в них, что Господь в особенности в этот день благоволит принимать молитвы о умерших и даже о "иже во аде держимых" - о тех, "которые во аде держаться". И вот такие проникновенные слова звучат в этот день в храмах. "Своею кровию, Спаситель, искупивший людей, / и смертию Своею от смерти горькой избавивший нас, / и жизнь вечную подающий нам Воскресением Твоим, / упокой, Господи, всех усопших во благочестии, / или в пустынях, или в городах, или на море, / или на земле, или на всяком месте: / царей, священников, архиереев, / монахов и мирян во всяком возрасте и всякого рода, / и удостой их Небесного Царства Твоего.
Благодаря Твоему, Христе, из мертвых воскресению / смерть более не властвует над умершими во благочестии. / Потому мы усердно просим: / упокой во дворах Твоих и в недрах Авраама рабов Твоих, / от Адама даже до дня сего поклонявшихся Тебе чисто, / отцов и братьев наших, / вместе друзей и сродников, / всякого человека, в жизни послужившего верно, / и к Тебе, Боже, преставившегося / при обстоятельствах различных и многообразных / и удостой их достигнуть / Небесного Царства Твоего".
"Никто не поленится помянуть своих родителей, - писал святитель Феофан Затворник, - но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью - тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышет молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышет, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышет общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня".