07.06.2014 11:15
Общество

Накануне Троицы православные поминают предков

Текст:  Мария Городова
Накануне праздника Святой Троицы православные поминают всех усопших, "от начала века, со времен Адама", этот день называется Троицкая родительская суббота. День поминовения усопших установлен перед Троицей для того, чтобы показать, что Дух Святой действует и в живых, и в мертвых, и что для Бога все живы.
Читать на сайте RG.RU

Слово "родительская" в названии дней поминовения усопших имеет широкий смысл: мы вспоминаем не только наших отцов и матерей, если они уже не с нами, но и всех предков, ставших нашими родоначальниками. Так Церковь ненавязчиво напоминает нам о единстве человеческого рода, о том, что мир начинается не с нас, и предыдущим поколениям мы обязаны жизнью. Строго говоря, молитвенному поминовению усопших посвящена каждая суббота. Почему именно этот день? Потому что это последний день недели (неделя в Церкви начинается с воскресенья), согласно Библии день, когда Господь завершил творение мира, день покоя. Христианство наполнило субботу особым смыслом - именно в субботу распятый накануне Христос, находясь телом во гробе, сошел во ад и вывел оттуда всех праведников, томившихся в ожидании Его Пришествия. То есть в субботний день Сам Иисус Христос находился во гробе.

Православный календарь с Марией Городовой

Но, главное - завтра воскресенье, день самим своим названием чествующий событие Воскресения Христа из мертвых, Его победу над смертью. Поэтому суббота и становится днем, когда мы молитвенно вспоминаем всех усопших. А в так называемые вселенские родительские субботы - общей церковной молитвой не только близких и дальних родственников, но и всех людей, со времен Адама. Среди шести особо выделенных родительских суббот вселенских две - за неделю до начала Великого поста и перед праздником Святой Троицы. Заметим, что этими шестью родительскими субботами Церковь не ограничивает молитвенного поминовения тех, кто уже по ту сторону дыханья - о них молятся и 9 февраля (о пострадавших за веру Христову), и на Сретенье Господне, совпавшее с днем вывода наших войск из Афганистана (15 февраля) - за войнов, погибших, выполняя интернациональный долг, и на Радоницу, и 9 мая.

А сегодня, в субботу накануне Дня Святой Троицы, мы особо поминаем людей, отошедших в мир иной без напутствия священника, Таинства Исповеди и Евхаристии, а еще за тех, кто не получил христианского погребения - за пропавших без вести, погибших в огне, в водной пучине, в горах, при землетрясениях, других катастрофах. Святой Василий Великий, составивший молитвы вечерни Дня Святой Троицы, говорит в них, что Господь в особенности в этот день благоволит принимать молитвы о умерших и даже о "иже во аде держимых" - о тех, "которые во аде держаться". И вот такие проникновенные слова звучат в этот день в храмах. "Своею кровию, Спаситель, искупивший людей, / и смертию Своею от смерти горькой избавивший нас, / и жизнь вечную подающий нам Воскресением Твоим, / упокой, Господи, всех усопших во благочестии, / или в пустынях, или в городах, или на море, / или на земле, или на всяком месте: / царей, священников, архиереев, / монахов и мирян во всяком возрасте и всякого рода, / и удостой их Небесного Царства Твоего.

8 июня православные отметят день Святой Троицы

Благодаря Твоему, Христе, из мертвых воскресению / смерть более не властвует над умершими во благочестии. / Потому мы усердно просим: / упокой во дворах Твоих и в недрах Авраама рабов Твоих, / от Адама даже до дня сего поклонявшихся Тебе чисто, / отцов и братьев наших, / вместе друзей и сродников, / всякого человека, в жизни послужившего верно, / и к Тебе, Боже, преставившегося / при обстоятельствах различных и многообразных / и удостой их достигнуть / Небесного Царства Твоего".

"Никто не поленится помянуть своих родителей, - писал святитель Феофан Затворник, - но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью - тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышет молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышет, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышет общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня".

Религия