В своем обращении, как стало известно местным СМИ, рабочие обвиняют собственника ЗАО "МТЕ-Финанс" в уничтожении предприятия: "За два года, - говорится в послании, - были разграблены ООО "Завод по выпуску КПО" и ООО "Первый механический". Уникальное технологическое оборудование расхищается, режется и вывозится на металлолом".
Рабочие просят первых лиц государства прислать госкомиссию, которая оценила бы масштабы искусственно устроенной разрухи и помогла найти добросовестного инвестора для одного из главных градообразующих предприятий Азова. "Люди хотят работать, - пишут они. - У нас есть прекрасный коллектив, готовый бороться за завод".
"Донпрессмаш" - непростое предприятие, без всяких преувеличений уникальное. Последний министр станкостроительной и инструментальной промышленности СССР Николай Паничев свидетельствует:
- Нет, пожалуй, ни одного оборонного предприятия, где не было бы продукции 42-го завода, как раньше называли "Донпрессмаш". Кузнечно-прессовое оборудование, которое здесь выпускали, - это база для большинства технологических цепочек. И по ряду направлений зарубежные аналоги и сегодня не дотягивают до этого уровня.
Но даже если бы зарубежная техника была лучше, в переходе на нее крылась бы огромная угроза. Так уже было в 2008 году, когда на Воткинском заводе, выпускающем ракеты средней дальности, вдруг остановились импортные станки. И ремонтные заводы Ирака в свое время столкнулись с такой проблемой. Зависимость от чужого оборудования и комплектующих в оборонной отрасли - это прямая угроза национальной безопасности.
Сейчас ситуация еще более жесткая, чем во времена СССР, когда действовала поправка Джексона-Вэника. Сейчас действуют Вассенаарские соглашения, согласно которым любая продукция или технология двойного назначения не может быть поставлена в нашу страну без специального разрешения. Вот то, что уже отработало на Западе, они готовы нам поставлять. Да и то - с оговорками...
Руководитель Ассоциации производителей станкоинструментальной продукции и бывший генеральный директор "Донпрессмаша" Георгий Самодуров уточняет:
- "МТЕ-Финанс" получила контроль над предприятием. Как это случилось? - По этому поводу есть целый букет исков, есть, насколько я знаю из публикаций в местных газетах и сообщений различных информационных агентств, и уголовные дела, связанные с хищениями, и следственные действия. которые ведутся весьма активно. А недавно даже арестован судом Даниил Воеков - генеральный директор дочерней компании, на которую в конечном итоге переоформлялось оборудование.
Что же происходит сегодня? Было уникальное оборудование, например, трех-пятиосевые обрабатывающие центры, которые позволяли выпускать очень сложные изделия. Трехмерный портрет Леонардо да Винчи на нем сделали как-то для демонстрации возможностей. Были уникальные высококвалифицированные рабочие. И был выпуск стратегически важной продукции.
Теперь нет ни оборудования, ни мастеров. Не осталось ни одного инженера, который может заниматься металлургическим производством, ни одного сталевара, который мог бы проводить плавку, ни одного кузнеца, который мог работать на уникальном прессе усилием в две тысячи тонн, - единственном, кстати в Северо-Кавказском регионе. Похоже, осталась только торговля чешскими станками, на которые прикручивается соответствующая бирка. Они что же, становятся совместно произведенными? Станки, правда, непрофильные - токарные, фрезерные, которых и без "Донпрессмаша" на рынке достаточно. Зато себестоимость никакая. Замечательный бизнес у "МТЕ".
И получается так. На одной чаше весов - интересы небольшой группы продавцов оборудования. На другой - обороноспособность страны, национальная безопасность и судьба полутысячи квалифицированных уникальных рабочих, которыми могли гордиться не только Азов, но и вся страна, и которым теперь то ли в таксисты подаваться, то ли на рынке торговать...