Одним из пунктов повестки ежегодного собрания акционеров стало утверждение и распределение прибыли. Ранее наблюдательный совет Сбербанка рекомендовал общему собранию принять и выплатить дивиденды в размере 3,20 рубля на одну обычную акцию и 3,2 рубля на привилегированную. "Наблюдательным советом Сбербанка три года назад была утверждена дивидендная политика, которая предполагала последовательное повышение дивидендов до 20% от чистой прибыли по МСФО. Мы полностью идем в рамках этой дивидендной политики и в этом году направляем 20% на дивиденды", - подчеркнул заместитель председателя правления Сбербанка Александр Морозов. По итогам прошлого года чистая прибыль банка составила 362 млрд руб., сумма дивидендов - 72,3 млрд рублей. "Это рекорд в истории Сбербанка", - заявил Морозов.
Результаты деятельности Сбербанка представил его президент, председатель правления Герман Греф. По итогам 2013 года Сбербанк продемонстрировал чистый процентный доход 862 млрд рублей - рост в сравнении с 2012 годом 22%. Чистый комиссионный доход вырос на 29% - до 220 млрд рублей. Чистая прибыль составила 362 млрд рублей, прибавив 4%. Следует отметить, что и в 2014 году Сбербанк демонстрирует рост по этим показателям. По итогам первого квартала чистый процентный доход увеличился на 19,7%. Чистый комиссионный доход вырос на 30,9%.
Также хороших результатов Сбербанк добился в кредитовании малого бизнеса. По итогам 2013 года у банка насчитывается 1 млн клиентов - представителей малого бизнеса, которым выдано кредитов на сумму 1 трлн рублей. Это на 41% больше, чем в 2012 году.
Для достижения таких результатов Сбербанком проводится большая работа. Взаимодействие с предпринимателем начинается не с кредитных предложений, а с азов предпринимательского дела. "Мы создали дочернюю компанию "Деловая среда", для которой разработаны дистанционные курсы, освещающие практически все вопросы предпринимательства (как открыть свое дело, как правильно вести налоговый учет, составить бизнес-план и многое другое). Наша цель - повышение экономической грамотности предпринимателей. В настоящее время это реальная проблема. Зачастую предприниматель и банк говорят на "разных языках". Наличие у предпринимателей знаний как правильно вести бизнес является залогом того, что они будут эффективно использовать ресурсы, понимать и хеджировать возможные риски. Для банка это увеличивает вероятность своевременного возврата кредитных средств", - считает старший вице-президент Сбербанка России Светлана Сагайдак.
Кроме того, современные предприниматели очень мобильны. Поэтому Сбербанк делает упор на развитие дистанционных сервисов. Системой интернет-банка "Сбербанк Бизнес Онлайн" пользуются более 90% клиентов. "Мы создаем решения, которые позволят нашим клиентам зарегистрировать бизнес, открыть счет, получить кредит, провести платеж и связаться с менеджером, не выходя из офиса, в машине, на пляже", - говорит Светлана Сагайдак.
Некоторые опасения в 2013 году и начале 2014 были связаны с банковскими клиентами - физлицами. Напряженная экономическая и политическая обстановка зачастую приводит к сокращению средств физлиц в портфелях банков. Однако политика ЦБ привела к тому, что клиенты с высокодоходных, но рискованных банковских инструментов начали уходить в менее доходные, но более надежные. "Если раньше мы теряли долю рынка физических лиц примерно на 1% в год, то начиная с октября прошлого года мы начали наращивать ее. Клиенты забирают деньги из других банков, которым перестают доверять, и приходят к нам", - говорит заместитель председателя правления Сбербанка России Александр Торбахов.
Еще одно направление, которое привлекает клиентов - физических лиц, - это ипотека. Доля банка на рынке ипотеки более 50%. Это означает, что каждый второй ипотечный кредит в России выдает Сбербанк. "450 тысяч ипотечных кредитов мы выдали за 2013 год", - говорит Герман Греф. Это 1800 кредитов в день. Одним из факторов роста ипотечного кредитования являются быстрые темпы аккредитации новостроек. В 2013 году банк в три раза увеличил количество аккредитованных новостроек. В 2012 году их было 1571, а в 2013 - уже 5153.
В качестве главного достижения реализации стратегии 2009-2013 года Герман Греф назвал поворот банка лицом к клиенту. Так сегодня 92% клиентов Сбербанка тратят в очередях менее 10 минут. В 2012 году этот показатель равнялся 60%. Также значительные успехи были достигнуты в развитии дистанционных сервисов. По итогам 2013 года услугой "Автоплатеж" воспользовались 12,9 млн клиентов банка, за год количество пользователей увеличилось в два раза. Возможность автоматической оплаты платежей за телефон и коммунальные услуги серьезно разгружает работу отделений Сбербанка. Сбербанк делает ставку на дистанционные операции, но раньше опасения вызывала их безопасность. Теперь эта проблема решена. "Мы сумели создать такой колпак защиты мобильного банка, что сейчас любые операции до 100 тыс. можно проводить через него", - сообщил Греф.
Представляя стратегию развития банка на 2014-2018 годы, Герман Греф заявил, что "банковские услуги будут нужны всегда, а банки - нет. Это ключевая угроза для нас. Поэтому мы выбрали стратегию инновационного развития. Потребности наших клиентов будут меняться - на рынок выйдут поколения Y и Z". В связи с этим главными конкурентами председатель правления Сбербанка назвал не другие банки, а самые мощные интернет-платформы. Для сохранения своих позиций Сбербанк должен перейти от модели догоняющего развития к инновационной.