Выводы Бусыгина строятся на серьезных аудиторских заключениях, которые выявили сделки и решения, приведшие к увеличению неплатежеспособности "ТКС". Например, оплату по завышенной стоимости ремонтных работ, топлива и аренды оборудования, выделение сетевого хозяйства в отдельную компанию "Тверьтепло", неполное использование производственного потенциала. Проверка установила: "ТКС" частично покупали топливо и очищенную воду и арендовали имущество у учредителя - "ТГК-2". Заявитель считает, что прежнее руководство "ТГК-2" в свое время сознательно не передавало генерирующее оборудование в собственность "ТКС".
Интересно, что, по данным местных СМИ, еще в декабре 2013 года новый гендиректор "ТГК-2" Андрей Королев объявил, что готов подарить Твери все имущество "ТКС", так как деятельность "дочки" приносит одни лишь убытки.
Все это - звенья цепи газовых неплатежей. Долги за газ начали возрастать с момента начала работы ОАО "ТКС" в 2010 г. Когда "ТГК-2" пришла в Тверь, каждый отопительный сезон здесь заканчивался серьезными убытками. Ситуация обострилась, когда компании, управляющие жилфондом Твери, начали "придерживать" тепловые платежи населения, не перечисляя их поставщикам услуги. Против тверских УК возбудили несколько уголовных дел по статьям "мошенничество", "хищение вверенного имущества" и "самоуправство".
А "ТКС", в свою очередь, наращивали долг за газ. 6 апреля 2012 года Арбитражный суд Ярославской области ввел на "ТКС" (которые пока еще контролировались "ТГК-2") процедуру наблюдения. К декабрю 2012 года долг компании достиг трех миллиардов рублей.
5 декабря 2012 года суд ввел на "ТКС" процедуру конкурсного производства, а еще через неделю утвердил поддержанную газовым концерном кандидатуру Георгия Бусыгина на должность конкурсного управляющего. Всего за год под контролем газовиков на предприятии резко выросли производственные показатели. Так, компания перечислила за газ 2,33 миллиарда рублей. Для сравнения: в 2012 году платежи "ТКС" за газ составили лишь 5-10 процентов от фактически начисленных. Темпы роста задолженности снизились, несмотря на рост газового тарифа. Пройдено два отопительных сезона, в ходе которых не было ни одного крупного прорыва на сетях, сбоев в подаче населению тепла и горячей воды. Велись капремонты на сетях.
Однако долг "ТКС" за газ продолжал расти: на 1 мая 2014 года он составил 4,4 миллиарда рублей, причем, львиная доля - это долг перед "ТКС" компании "Тверьтепло" ("ТГК-2" в ней контролирующий акционер), ныне тоже обанкротившейся. В газовом концерне подчеркивают: 75% долга образовано в период, когда финансами "ТКС" фактически управляли представители "ТГК-2". Впрочем, его можно было погасить, согласись "ТГК-2" передать свое тверское имущество "ТКС": кредиторы поделили бы его в счет уплаты долга.
Но вместо этого администрация Твери (являющаяся, напомним, одним из кредиторов "ТКС") приняла предложение "ТГК-2" о бесплатной передаче имущества городу. По информации "Газпром межрегионгаз", конкурсный управляющий "ТКС", у которых со дня на день истекали договоры аренды производственных комплексов с "ТГК-2", объявил о прекращении производственной деятельности с 1 июня, так как за подготовку генерации к новому отопительному сезону должен отвечать преемник. Но именно в это время администрация Твери подает в суд жалобу на действия Бусыгина, а местное теплопредприятие "Сахарово" (принадлежит администрации Твери) инициирует собрание кредиторов с повесткой "об отстранении Бусыгина от должности и выборе нового конкурсного управляющего". По словам самого Георгия Бусыгина, 6 июня это собрание кредиторов состоялось. Структуры администрации Твери выступили за обращение в арбитражный суд с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего. За это проголосовали и МУП "Сахарово", и департаменты управления имуществом и ЖКХ Твери. Также это решение поддержало и "ТГК-2". Спрашивается: почему подарок "ТГК-2" городу администрация считает правильным, а закономерное решение Бусыгина - неправильным?
Отвечать на этот вопрос придется, вероятно, новому сити-менеджеру, который лишь 2 июня приступил к исполнению своих обязанностей. Пока же эффективного управленца, начавшего платить по долгам и "раскопавшего" серые схемы, пытаются убрать всеми возможными способами.