В начале 90-х открылись границы, импорт пошел в страну волной, которую "поймали" несколько дистрибуторов-импортеров. Некоторые из них и сегодня здравствуют, продолжают и дистрибутировать, и импортировать товар каждый в масштабах, сопоставимых с объемом рынка в то время. В тот период бурного развития для них были характерны работа "с колес", небольшой ассортимент, движение в регионы. С одними партнерами налаживались связи на долгие годы, другие возникали и исчезали вместе с товаром. Открывались представительства иностранных компаний, частные аптеки.
Тогда между аптечным звеном, состоящим из управлений фармации и растущего числа частных игроков, встроилась система дистрибуции, которая была представлена государственными и частными компаниями. Бизнес делал первые шаги по продвижению лекарств, иностранные компании буквально на ощупь выбирали каналы для продажи и продвижения своих препаратов. Штаты медицинских представителей насчитывали у самых крупных игроков несколько десятков человек, коммуникация между региональным звеном и центром шла по обычной электронной почте.
Но в целом фармрынок рос очень высокими темпами, прежде всего потому, что неудовлетворенный спрос на лекарства был намного выше, чем сегодня. Август 1998 года нанес по нему чувствительный удар, после которого он два года восстанавливался. Ряд дистрибуторов разорился. Однако валютные долги были списаны не только с сошедших с дистанции, но и для части контрактов, которые были заключены с дистрибуторами, выстоявшими в кризис.
Восстановившись, рынок опять пошел вверх - растущие доходы населения создали хорошие предпосылки для этого и для дальнейшего продвижения в глубь страны. Окрепшие дистрибуторы создававли вертикально интегрированные структуры, частная розничная сеть начала превалировать над государственной, росли инвестиции в продвижение. Все было позитивно, но не было единого направляющего вектора развития. Закон о лекарственных средствах, принятый в конце 90-х, не охватывал всех аспектов отношений, складывающихся на фармрынке. Но вскоре главный вектор все же появился - была подготовлена, утверждена и воплощается в жизнь стратегия "Фарма-2020". Из широко известных ориентиров программы стоит выделить задачу - обеспечить отечественное производство не менее 50% лекарств на рынке. Программа подтвердила уже обозначенные тренды на поддержание локализации иностранного производства и поддержку местных производителей.
В 2005 году государство решительно заявило о себе на рынке, создав программу ДЛО, впервые единовременно увеличивалось финансирование. Дальнейшее разделение программ на ОНЛС и высокозатратную "7 нозологий" внесло дополнительную прозрачность. В общем объеме рынка этот сегмент занял около 20%, и эта доля сохраняется и сегодня. Вместе с возникновением сектора ДЛО стал активно дискутироваться вопрос прозрачности государственных закупок. Наиболее критичные изменения в этом секторе произошли уже в 2009 году, они касались ценового регулирования. Но для введения последнего нужен был более весомый фактор. Критика программы ДЛО идет и по сей день - из-за ее ограниченности, недоверия пациентов, несовершенных механизмов реализации, а также на фоне новой темы взаимозаменямости препаратов. Однако пока не будет отработан механизм перехода на классическое возмещение с элементами сооплаты, жить придется с этой программой.
Кризис 2008 года начался без четкой стартовой даты и имел "ползущий" характер. На первый взгляд, он был похож на 1998 год: девальвация национальной валюты - рост цен - снижение спроса. Но последнего почти не случилось благодаря введению ценового регулирования. После введения Перечня ЖНВЛП, обязательной регистрации рублевой цены для производителей и фиксированной наценки для розницы и дистрибуторов, темпы роста рынка значительно замедлились.
В целом, чем дальше развивается рынок, тем более серьезные требования предъявляются к регулированию. Процесс совершенствования регуляторики только набирает силу. Это свидетельствует об определенной зрелости рынка - многие из регуляторных новаций перекликаются с нормами, действующими на развитых рынках. Взаимозаменяемость биопрепаратов, принципы организации торгов по лекарственным средствам в рамках государственных закупок, выписка лекарств по МНН - это далеко не полный перечень инициатив, и принятых сегодня в виде нормативных актов, и находящихся на рассмотрении экспертов.
Неизменной остается основа фармрынка России - он в существенной мере зависит от потребительского кошелька. И сегодня даже 2017 год не выглядит реалистичным сроком для внедрения такой масштабной системы, как лекарственное возмещение. Обнадеживает то, что у государства есть определенное видение, как такая программа может функционировать, и это видение будет воплощаться в форме пилотных проектов. Неизменной остается и цель - дать равный доступ к качественному лекарственному обеспечению всему населению, опираясь при этом на страховые принципы.
За 20 лет наш фармрынок вырос в объеме в 5 раз, перевалив в потребительских ценах за рубежные 20 млрд долларов. Наполнение рынка также расширилось в 1,4 раза по молекулам и в 3,5 раза - по количеству упаковок. Однако большая часть спроса - это замещение массовых продуктов из прошлого более современными препаратами. Ведь даже несмотря на введение стандартов GMP для производителей, население в значительной степени остается приверженным традиционным лекарствам, производство которых продолжается на отечественных предприятиях.
Тем не менее из чисто дженерикового, на котором доминировали восточно-европейские компании, наш фармрынок переходит на новую ступень развития, где все более заметную роль играют инновационные препараты, а верхние позиции в рейтинге производителей занимают мультинациональные компании. Это придает дополнительную поддержку его статусу развивающегося рынка, привлекательного для инвестиций.