17.06.2014 16:59
Экономика

Перевозчики СЗФО до сих пор не научились использовать ГЛОНАСС

Что мешает внедрению ГЛОНАСС на Северо-Западе?
Текст:  Илья Горбунов
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №132 (6404)
Требования об установке навигаторов ГЛОНАСС на пассажирские транспортные средства вступили в силу с 1 января 2013 года. Однако выполнить их зачастую очень сложно. В причинах сложившейся ситуации разбирался корреспондент "РГ".
Читать на сайте RG.RU

Монополия частника

Согласно приказу минтранса, перевозчики обязаны установить навигаторы и обеспечить непрерывную передачу данных о местоположении и скорости движения автомобиля в специальный центр Ространснадзора. На владельца транспортного средства также возлагаются все расходы по установке, тестированию и оплате услуг связи. Кроме того, без предъявления специального свидетельства, подтверждающего работоспособность навигаторов, автоперевозчики не могли получить или продлить лицензию.

Наземный транспорт Санкт-Петербурга вскоре оснастят Интернетом

- Данный приказ, по своей сути, стал смертельным для небольших компаний в сфере пассажироперевозок нашего региона. На оснащение каждого автобуса уходит от 20 до 50 тысяч рублей. К тому же существует и абонентская плата, которая вроде бы и кажется небольшой - до тысячи рублей за каждую машину, но очень бьет по карману. В итоге для многих компаний автобусные перевозки перестали быть рентабельными, - говорит председатель правления Ассоциации участников рынка заказных автобусных перевозок Санкт-Петербурга Андрей Козырев.

Однако главной проблемой, по словам Козырева, стала передача установки и контроля за системой в частные руки. Чиновники из межрегионального управления государственного автодорожного надзора по СЗФО фактически передали свои полномочия одной коммерческой структуре.

- Нам настойчиво рекомендовали иметь дело только с этой компанией. Настолько настойчиво, что просто приказывали. В результате частная фирма теперь единственный во всем округе посредник между перевозчиками и транспортным надзором. И цены на обслуживание стали заоблачными. На Северо-Западе они завышены как минимум втрое, - объяснил ситуацию Козырев.

Сама компания себя "оплотом зла" не считает. Специалист по связям с общественностью Артем Мартыщенко рассказал, что приток клиентов нисколько не уменьшается, так как ценовая политика компании является очень гибкой и подходит всем предпринимателям. Мартыщенко уточнил, что в настоящее время система навигации и контроля все больше и больше поставляется тем, кто изначально проигнорировал федеральный закон, а столкнувшись с проблемами, решил все же следовать указаниям минтранса.

Несуществующее оборудование

Кроме владельцев заказных автобусов, прелести установки навигационного оборудования ощутили и другие пассажироперевозчики. Ведь

ГЛОНАСС должна ставиться на все транспортные средства, включая специальные, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, кроме автобусов вместимостью девять и более человек. А с 1 января 2014 года система должна стоять на всех такси. Кроме ценовой политики, у местных компаний появились и другие трудности.

- Сейчас от нашей фирмы требуют, чтобы мы установили новое оборудование

ГЛОНАСС. В принципе, у нас на это есть деньги, но проблема в том, что в законе указаны характеристики оборудования. А его в таком виде никто не производит. То есть требование есть, и нас за его неисполнение могут наказать, а вот самого оборудования нет вообще. При этом автонадзор не хочет идти на послабления, если машина не соответствует стандартам закона по этой причине, - жалуется владелец фирмы такси Евгений Боровик.

Евгений один из тех предпринимателей, которые ГЛОНАСС на своих автомобилях не хотели ставить до последнего. Но когда они поставили дорогостоящие устройства на машины, уже через несколько месяцев, в связи с новым распоряжением минтранса России, понадобилось их сменить.

И оказалось, что сделать это просто невозможно. Заводы еще не перенастроили свое производство на новые системы. Сейчас Боровик находиться в своеобразном юридическом капкане. Его могут лишить лицензии за то, что сделать в России в принципе невозможно. Не помогут даже очень большие деньги.

- Я не могу выпускать свои машины в город. Одна проверка, и мой бизнес, который я налаживал в течение десятка лет, может перестать существовать. Причем мои юристы честно говорят, что тут они бессильны, - объяснил свое печальное положение предприниматель.

Впрочем, бизнесмен лукавит. Юристы объясняют, что даже если автонадзор и выпишет штраф по этой причине, то его все равно можно оспорить в суде. И шансы на успешный исход хорошие.

- Есть много законов и актов, которые опережают возможности предпринимателей по установке того или иного оборудования. Так что требования по установке ГЛОНАСС далеко не единственный случай такого несоответствия. И судья в этой ситуации обязан принять сторону предпринимателя. Исключением может быть та ситуация, когда на момент суда оборудование в продаже появилось, а предприниматель его еще не установил, - отметила юрист Инна Травяная.

Пиррова победа

Сейчас для части автотранспортников Северо-Западного округа наступило время передышки. Верховный суд России признал недействительными технический регламент и приказ минтранса РФ об оснащении автобусов категории М2 и М3 и используемых для перевозки опасных грузов автомобилей аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Этого владельцы пассажирских автопарков Петербурга и всего СЗФО пытались добиться уже несколько лет, обращаясь в суды всех инстанций.

Кроме того, генеральная прокуратура РФ проверяет коррупционную составляющую при выполнении данного распоряжения. Правда, поток желающих установить навигаторы не уменьшается.

- По нашим данным, в связи с отменой приказа минтранса уменьшения количества клиентов не наблюдается, а даже, наоборот, растет. Предприятия понимают, что в ближайшем будущем будут другие приказы минтранса, регламентирующие оснащение транспорта, используемого для коммерческих перевозок и для опасных грузов, - отмечает специалист по связям с общественностью компании "ГЛОНАСС Северо-Запад" Артем Мартыщенко.

Между тем автоперевозчики СЗФО считают, что если развивать ГЛОНАСС в регионе, то следует развивать и контроль за установкой и обслуживанием системы частными компаниями. Контроль понадобиться еще и потому, что вскоре с российскими навигаторами придется столкнуться не только предпринимателям, но и рядовым автовладельцам. С 1 января 2015 года новые модели легковых автомобилей, а также грузовых машин массой свыше 2,5 тонны будут в обязательном порядке оснащаться оборудованием ЭРА-ГЛОНАСС. До 1 января 2016 года эта система должна быть на всех выпускаемых транспортных средствах, предназначенных для коммерческой перевозки пассажиров и перевозки опасных грузов, а с 1 января 2017-го - на всех автомобилях, выпускаемых на территории стран Таможенного союза.

Прямая речь

Валерий Куликов, начальник Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора:

- Контроль за оснащением транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS по Санкт-Петербургу и Ленинградской области осуществляется нами как на линии, при проверке предприятий, так и при выдаче лицензионно-разрешительных документов. Мы проверяем именно нарушения. Кроме того, выбор компании - оператора ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS осуществляется исключительно по решению владельца транспортного средства. Без наших рекомендаций. А сказать о том, можно ли делать послабления для тех или иных перевозчиков, я не могу. Данный вопрос не входит в компетенцию управления и должен решаться на уровне вышестоящих органов законодательной власти.

Общественный транспорт Санкт-Петербург Республика Коми Псковская область Новгородская область Ненецкий АО Мурманская область Ленинградская область Карелия Калининградская область Вологодская область Архангельская область Северо-Запад