17.06.2014 00:43
Экономика

Эксперт: Таможенное законодательство РФ находится в процессе изменений

Текст:  Франк Шауфф (генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса в России)
Российская Бизнес-газета - : №23 (952)
Российское таможенное законодательство и таможенная практика в последнее время находятся в процессе заметных изменений. Конечно же, это связано с созданием Таможенного союза (ТС) и более глубокой интеграцией стран ЕврАзЭС.
Читать на сайте RG.RU

Также важным событием стало утверждение "Дорожной карты" "Совершенствование таможенного администрирования", главная цель которой - создание условий для улучшения инвестиционного климата в стране, упрощение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС при их ввозе или вывозе из РФ. Внесение изменений в 2013 году в Дорожную карту, корректировки ее мероприятий и сроков исполнения позволило России по таможенным вопросам в 2014 году подняться на 5 показателей в рейтинге Doing Business. Хотя не все мероприятия "карты" фактически остаются выполненными.

Таможня возьмет под контроль покупки россиян

Сегодня можно констатировать, что Таможенный союз успешно развивается. Увеличивается объем взаимной торговли, а упрощение процедур таможенного контроля и оформления является залогом ускорения пересечения товаропотоков границ ТС с третьими странами. Сегодня единственным сдерживающим фактором развития ТС является сохранение принципа резиденства, которое не оставляет возможности для конкуренции таможенного администрирования стран-участниц. Устранение этого принципа будет способствовать созданию необходимых предпосылок для полноценного перехода к следующей стадии интеграции России, Белоруссии и Казахстана - Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) с января следующего года.

Европейский бизнес позитивно оценивает шаги, направленные на улучшение делового климата РФ и практики работы таможни. Но в то же время у нас есть ряд замечаний и предложений по дальнейшему совершенствованию таможенного законодательства в России.

Прошло почти два года с момента присоединения России к Всемирной торговой организации. С практической точки зрения в области таможенно-тарифного регулирования для бизнеса самым существенным результатом этого шага стало понижение ставок ввозных таможенных пошлин. Вместе с тем остается проблематичным практическое применение норм ВТО. В частности, пока не наметилось положительных тенденций в отношении подходов к контролю таможенной стоимости, которые не соответствуют формальным нормам ВТО, о чем европейский бизнес уже неоднократно заявлял. К сожалению, действующие ставки таможенных пошлин по ряду позиций не позволяют реализовать запланированные инвестиционные программы по строительству новых производств, локализации выпуска компонентов в области тяжелого машиностроения и энергетики, которые бы могли бы конкурировать с импортерами аналогичной продукции.

Также не способствовала улучшению работы таможенных органов передача полномочий по принятию предварительных решений о классификации товаров региональным таможенным управлениям. Наоборот, увеличилось количество случаев необоснованных отказов или задержек в принятии решений о классификации, в том числе в связи с запросами документов и сведений, которые не влияют на классификацию товаров.

Еще следует отметить расширение практики применения защитных и антидемпинговых мер, которые порой не соответствуют нормам и практике ВТО. Например, механизм применения утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств также представляется спорным, несмотря на применение его с начала этого года и в отношении внутренних производителей.

Ведущие европейские компании ожидают больше доверия со стороны контролирующих органов. Ответственность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) за технические или методологические ошибки должна ограничиваться минимальным размером штрафа в соответствии с нормами Киотской Конвенции. Соответствующие предложения по внесению изменений в статью 16.2 Кодекса об административных правонарушениях были подготовлены и направлены АЕБ в адрес Федеральной таможенной службы еще в июне 2013 года. Мы также охотно готовы поделиться практикой стран Европейского союза по этому вопросу.

Таможня переходит от тотального контроля товарных партий к выборочному

Мы надеемся на скорейшее совершенствование института уполномоченного экономического оператора, поскольку этот институт является одной из наиболее перспективных новаций при создании таможенного законодательства ТС и разработке Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Этот институт, как известно, широко распространен в ЕС.

Также компании - члены нашей ассоциации обеспокоены проблемной ситуацией, связанной с применением Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 г.) в России и ее регулировании на уровне ТС, который мы называем кризисом МДП. С точки зрения европейского бизнеса, а также европейских институтов и организаций, требование о предоставлении дополнительных национальных гарантий для обеспечения соблюдения мер таможенного транзита противоречит положениям Таможенного кодекса ТС. Основываясь на положениях Конвенции МДП, компании - члены АЕБ считают целесообразным сохранить действующий порядок использования книжек МДП. Вместе с тем европейский бизнес всячески приветствует развитие альтернативных методов предоставления обеспечения, но при условии сохранения действующих эффективных механизмов и без какой-либо дискриминации отдельных участников рынка.

И в то же время нельзя не отметить положительные шаги ФТС России по снижению степени контроля грузов добросовестных участников ВЭД, в отношении которых принято решение об определении степени выборочности применения мер по минимизации рисков. И мы рады, что российская таможня прилагает большие усилия для создания комфортных условий для добросовестных участников ВЭД.

Бизнес Таможенный союз (ТС)