Для начала придется вспомнить историю вопроса. Итак, 5 ноября 2013 года вступили в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения. Они предусматривали введение новых категорий и подкатегорий прав. Также они отменили такую вещь, как самоподготовка водителей. То есть теперь желающий получить права должен сначала обучиться в автошколе, и только потом, предъявив соответствующее удостоверение о получении проффессионального образования водителя, писать заявление в ГИБДД на получение водительского удостоверения.
В соответствии с новыми требованиями закона о безопасности дорожного движения, Министерство образования поправило требования о лицензировании учебных организаций, где четко прописано, что для получения лицензии автошколам необходимо представить в лицензирующий орган документ, который удостоверяет соответствие технической базы автошколы требованиям программ. Уже прошло более полугода с момента вступления в силу поправок в закон о безопасности дорожного движения, а программ до сих пор так и не появилось.
В результате возникает такая ситуация, которая случилась в Челябинской области. У автошколы "Сатурн - Авто" из города Миасса закончилась лицензия. Она отправилась ее продлевать, но вот незадача. Лицензирующий орган требует документа из ГИБДД. В ГИБДД поступают странным образом: пишут заключение о проверке, но не ставят печати. Рособрнадзор отказывается принимать такую филькину грамоту. В результате автошкола со всеми ее учениками оказывается за бортом процесса подготовки водителей. Именно по этой причине она обращается в суд. И что же делает суд? Он внимательно изучает все представленные документы и пояснения и выносит решение, что Главное управление МВД России по Челябинской области, в соответствии с требованиями лицензирующих органов, должно выдать соответствующее заключение о соответствии либо о не соответствии учебно-материальной базы автошколы действующим программам.
Более того, с управления МВД предлагается взыскать 22 тысячи рублей из которых 20 тысяч - это расходы автошколы на адвоката. Примечательно, что в мотивировочной части решения суда почти половина документа посвящена объяснению, за что взымаются эти средства.
Но Бог с ними, с деньгами. Самое интересное во всей этой истории то, что ГИБДД по закону не имеет права сейчас выдавать таких заключений. Как бы суд к этому не принуждал. Как пояснили корреспонденту "РГ" в Госавтоиснпекции России, в лицензионных требованиях четко прописано, что ГИБДД должна проверять учебно-материальную базу на соответствие профессиональным программам подготовки водителей. Действующие до сих пор программы профессиональными не являются. Кроме того, до сих пор нет документа, в котором бы было прописано, какие конкретно учебные и материальные вещи должна проверять ГИБДД. В ныне действующих программах нет ни требований к площадке, ни требований к автомобилям. Зато есть требования к наличию манекенов и учебных плакатов. Эти требования, конечно же, ставят беспрецедентный заслон на рынке мошенников от подготовки водителей.
Пока нет этих документов, у ГИБДД нет никаких законных оснований не только для выдачи заключений, но даже для проверки автошкол, сообщают в Госавтоинспекции.
МВД Челябинской области опротестовало это решение суда. Но проблема осталась.
Лицензии постепенно заканчиваются у всех автошкол. Получить новые, тем более на новые подкатегории, нет возможности. Дело в том, что примерные программы профессиональной подготовки водителей, в соответствии с которыми гаишники и должны оценивать готовность автошкол, до сих пор не подписаны.
Они были разработаны и направлены в Минюст еще в декабре прошлого года. Однако спустя два месяца было признано, что документ внесен с нарушением процедуры. После того как эти нарушения были устранены, в документ была внесена незначительная правка. С тех пор уже прошло две недели, а документ до сих пор не утвержден. Между тем ситуация на рынке подготовки водителей только накаляется.