В частности, он вводит запрет на строительство и реконструкцию хозяйственных объектов на Байкальской природной территории без положительного заключения государственной экологической экспертизы. При этом экологическая экспертиза будет обязательна.
В действующем Законе "Об охране озера Байкал" уже предусмотрены запрещенные виды хозяйственной деятельности в пределах Байкальской природной территории. Сейчас предлагается этот перечень расширить. В частности, вводится запрет на размещение отходов производства и потребления I-III классов опасности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Кроме того, Росприроднадзору поручается вести государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на Байкальскую природную территорию. При этом решено отказаться от экологического паспорта природопользователя, который дублирует сведения государственного статистического учета по экологии.
Для предотвращения негативных воздействий хозяйственной и другой деятельности на состояние озера должна быть установлена водоохранная зона. Поскольку в действующем законодательстве это прописано нечетко, предлагается возложить обязанность по определению границ водоохранной зоны на правительство РФ. Также федеральному правительству вменяется в обязанность устанавливать и границу рыбоохранной зоны озера Байкал.
Законопроект также допускает перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли особо охраняемых природных территорий. Прежде невозможно было перевести здешние леса ни в какие иные категории, но это противоречит логике создания особо охраняемых природных территорий.
В Байкальскую природную территорию входят: озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру, его водосборная площадь в пределах территории России, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру, а также прилегающая к озеру территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.