19.06.2014 04:20
Экономика

Якутия получила в собственность речного перевозчика

Речной перевозчик перешел в собственность Республики Якутия
Текст:  Владимир Таюрский
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (6406)
Правительство Якутии добилось получения контрольного пакета акций Ленского объединенного речного пароходства.
Читать на сайте RG.RU
Перевозки из России в Китай по Амуру оказались под угрозой срыва

Ранее акции этого перевозчика (по 25 процентов плюс одна) имели в собственности федеральный центр и Республика Саха. Остальными ценными бумагами владели (и владеют) частные лица. Несколько лет назад Москва решила продать свою долю. Пароходство в то время находилось в тяжелейшем финансовом положении, на его спасение требовались огромные деньги. В этой ситуации глава Росморречфлота Александр Давыденко заявил, что государственное управление приведет предприятие к полному банкротству и единственный выход - "реализовать государственные пакеты и сделать его частным. Тогда оно начнет работать".

Однако власти Якутии с таким подходом не согласились. И добились своего. Недавно весь федеральный пакет был безвозмездно передан республике.

- Мы три года выступали за передачу этих акций в республиканскую собственность и против их продажи на федеральном уровне. В последнем случае республика потеряла бы все крупные суда класса "река-море", - отметил временно исполняющий обязанности главы региона Егор Борисов.

Разные взгляды на то, как поддержать речников на плаву, и тот факт, что Москва в итоге согласилась с позицией Якутска, объясняются просто. Для федерального центра Ленское пароходство - один из многих региональных перевозчиков. Находясь в частных руках, оно, безусловно, развивалось бы лучше. Но для Якутии это стратегически важное предприятие. На нем держится ежегодный завоз грузов в северные и арктические районы. Альтернативного транспорта на этих направлениях нет.

Навигация на Севере очень короткая. Отработав с мая по октябрь на северном завозе, большую часть года теплоходы стоят в затонах, скованных льдами.

- Между тем главная задача бизнеса - получать прибыль. Поэтому, как только контрольный пакет акций оказался бы в частных руках, суда класса "река-море" были бы переведены в теплые края зарабатывать деньги. Но нам важно обеспечить жизнедеятельность населения здесь, - убежден Егор Борисов.

При передаче контрольного пакета акций пароходства в частные руки суда класса "река-море" перевели бы на заработки в теплые края

На предприятии, долгое время находившемся в подвешенном состоянии, к решению федерального центра отнеслись со сдержанным оптимизмом.

- Есть уверенность, что нас не бросят, - отметил генеральный директор ЛОРПа Сергей Ларионов.

Однажды республике уже пришлось принимать участие в спасении основного речного перевозчика от безденежья. В 2011 году под гарантии правительства Якутии пароходство получило банковский кредит в два миллиарда рублей, позволивший оздоровить финансово-хозяйственную деятельность предприятия и снять вопрос о банкротстве.

Судя по всему, в новой ситуации местным властям не раз придется брать на себя подобные обязательства, а то и направлять на поддержку речников казенные средства. По словам Сергея Ларионова, долги ЛОРПа составляют около трех миллиардов рублей, при этом собственных оборотных средств у предприятия нет. Между тем предстоят серьезные траты, и руководство республики об этом осведомлено.

- Будем работать над модернизацией флота - как грузового, так и пассажирского, поскольку там всюду проблемы, - заявил Егор Борисов. - К примеру, на судах типа "река-море", которые у нас задействованы в арктической навигации, необходимо делать двойное дно, как того требуют правила судоходства. Это серьезная работа и большие деньги.

Но, как считают в правительстве Якутии, плюсов изменившаяся ситуация дает больше, чем минусов. К примеру, недавно глава регионального минтранса Семен Винокуров провел в северном поселке Белая Гора выездное совещание по подготовке флота к навигации на реке Индигирка. В числе прочего обсуждались различные (в зависимости от уровней воды) варианты оперативного графика движения судов.

Вникать в подобные тонкости местные власти могут лишь в том случае, если уверены: каждое судно будет там, где ему надлежит быть. И в самые ответственные для северного завоза моменты владелец флота не решит перегнать два-три теплохода на заработки куда-нибудь на Черное море.

Водный транспорт Якутия Дальний Восток