19.06.2014 15:50
Экономика

Сызранский НПЗ получил "бронзу" в конкурсе "ЭколЛидер-2013"

Сызранский НПЗ получил "бронзу" на конкурсе "ЭкоЛидер-2013" в номинации "Промышленный гигант"
Текст:  Ирина Чечурина (Самара)
Российская газета - Неделя - Средняя Волга: №0 (6407)
В престижном состязании, не имеющем по своим масштабам аналогов в российских регионах, приняло участие более 300 предприятий и организаций. И тем почетней награда, которую завоевал Сызранский нефтеперерабатывающий завод - единственный из всех НПЗ региона.
Читать на сайте RG.RU

Масштабная реконструкция здесь идет параллельно не только с наращиванием объемов производства, но и с реализацией природоохранных программ. В прошлом году на экологию предприятие направило около 600 миллионов рублей, что позволило минимизировать отрицательное воздействие на окружающую среду не только на территории завода, но и на границе его санитарно-защитной зоны. Уровень фактических выбросов от СНПЗ в 2013 году был ниже нормативных показателей почти на 27 процентов. А сбрасываемая в Волгу вода - чище исходной в самой реке. Эти факты дают полное право утверждать, что и "золото", которое в конкурсе "ЭкоЛидер" получила сама Сызрань, - отчасти заслуга и ее градообразующего предприятия.

Сердце завода

Масштабная реконструкция на старейшем нефтеперерабатывающем предприятии Поволжья - Сызранском НПЗ (основан в 1942 году) началась в 2001 году, когда был пущен комплекс первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-6 мощностью шесть миллионов тонн в год. Его ввод позволил улучшить не только производственные, но и экологические показатели: из эксплуатации были выведены сразу семь устаревших установок, а расход топлива на обслуживание нового комплекса (разогрев нефти) сократился на 15 процентов.

Система переработки нефти выстроена таким образом, что все извлеченные из нее компоненты вновь вовлекаются в производство. То есть чем глубже идет переработка, тем больше товарной продукции получает завод и меньше опасных соединений он отправляет в окружающую среду.

В операторной ЭЛОУ-АВТ-6, которая своим светом и обилием мониторов больше напоминает центр управления полетов, сегодня немноголюдно. (Кстати, аналогичная картина и на других установках - никаких замасленных спецовок и гаечных ключей, только чистая спецодежда и современные компьютеры.) Квалификация персонала и умная электроника позволяют следить за большим комплексом "первички", в котором из сырой нефти удаляют воду и соли, а затем перегоняют ее на фракции: газ, рефлюкс, керосин, основу дизельного топлива, прямогонный бензин, вакуумные компоненты, гудрон, используемый для приготовления битумов.

- Последовательные реконструкции здесь были в 2003 и 2010 годах, что позволило в несколько раз сократить объемы выбросов, это положительно сказалось на экологии всего города, - рассказывает главный инженер СНПЗ Андрей Макаров. - Сегодня это современный и исправно работающий комплекс, но его совершенствование не прекращается. Следующий этап модернизации выведет установку на режим переработки уже семи миллионов тонн нефти в год (сейчас ведутся подготовительные работы), после чего мы сможем вывести из эксплуатации еще одну устаревшую установку ЭЛОУ-АВТ-5.

Надо отметить, что система переработки нефти выстроена таким образом, что все извлеченные из нее компоненты вновь вовлекаются в производство. То есть чем глубже идет переработка, тем больше товарной продукции получает завод и меньше опасных соединений он отправляет в окружающую среду. Экология становится экономикой!

Евро-5 сделано на "пять"

"Тольяттиазот" поддержит усыновителей детей-инвалидов

В прошлом году Сызранский НПЗ вступил в активную фазу модернизации и вести с его "полей" больше напоминали победные сводки. В январе 2013-го, опережая требования Техрегламента, завод начал производство бензинов по стандарту "Евро-4". В мае первым из предприятий региона освоил выпуск бензина "Евро-5". А меньше чем через месяц ассортимент продукции пополнился дизельным топливом высшего экологического стандарта. В результате Сызранский НПЗ занял II место в ежегодном смотре-конкурсе на лучшее дочернее общество ОАО "НК "Роснефть" в области экологической безопасности.

- Переход на производство бензина и дизеля стандарта "Евро-5" - большой плюс для экологии городов, - поясняет начальник отдела экологической безопасности предприятия Нина Скворцова. - Согласно Техрегламенту в нем ограничено содержание целого ряда веществ. Канцерогенного бензола должно быть не более одного процента, ароматических углеводородов - не выше 35, олефинов - максимум 18, кислорода - до 2,7 процента, а серы - не более 10 милиграммов. Что же касается наличия железа, марганца и свинца (они входят в состав популярных когда-то присадок, повышающих октановое число) - такое просто не допускается. Кроме того, моторное топливо "Евро-5" - это увеличение ресурса двигателей.

Модернизация производства идет параллельно со строительством новых объектов. За последние годы были введены в эксплуатацию сразу несколько важных объектов: новая центральная лаборатория, комплекс установки по производству водорода с блоком КЦА, установка низкотемпературной изомеризации, установка производства серной кислоты методом "мокрого катализа"-2, блок выделения бензолосодержащей фракции на установке каталитического риформинга ЛЧ-35/11-600.

Второй этап модернизации, а центральное место в нем занимает строительство комплекса каталитического крекинга, даст возможность полностью перейти на производство топлива по самому жесткому экологическому стандарту "Евро-5" и поднять глубину переработки нефти до 85 процентов, что соответствует лучшим мировым стандартам.

Звенья одной цепи

Согласно заключению регионального минлесхоза, сточные воды Сызранского НПЗ относятся к категории "нормативно очищенных". Таких результатов единственному пока нефтеперерабатывающему предприятию региона удалось достичь благодаря современному комплексу очистных сооружений. Особая его гордость - установка ультрафиолетового обеззараживания (УФО), которая позволила полностью отказаться от небезопасного для волжской биосферы хлорирования. Кроме того, здесь работает установка "ВЕМКО", которая обеспечивает эффективную физико-химическую очистку воды перед ее поступлением на биосооружения.

Инвестиции Сызранского НПЗ в экопрограммы постоянно растут. Если в 2012 году они составили 480 млн рублей, в 2013-м – около 600, то на этот год запланировано уже 800 миллионов рублей

- Это полностью герметичная установка, что исключает любые испарения в атмосферу. Современная система, которой могут похвастаться не многие НПЗ, способна перерабатывать в сутки до 24 тысяч кубометров стоков, - рассказывает зам. главного инженера СНПЗ по экологической безопасности Павел Ишеев. - Ее пуск позволил заводу сократить объем сточных вод в полтора раза. Кстати, модернизация мощностей привела и к тому, что уже сегодня расход воды на производственные нужды сокращен до минимума.

В ближайшее время комплекс очистных сооружений дополнит современный мембранный биореактор, способный перерабатывать стоки еще более высокой концентрации, улучшая качественные показатели конечной воды.

- Запущенная в 1995 году установка "Флоттвег", работающая в автоматическом режиме, позволила переработать и в значительной части вернуть в производство не только образующиеся нефтеотходы, но и накопленные предприятием с 1942 года, а это около 600 тысяч тонн. От этого экологического наследия СНПЗ избавился одним из первых в отрасли, - рассказывает Нина Скворцова. - В ходе реконструкции системы очистки стоков, а она вышла на финишную прямую и должна завершиться к 2016 году, завод полностью ликвидирует открытые нефтеловушки.

Подтверждением высокого уровня экологической деятельности завода стала и его сертификация на соответствие международному стандарту экологического менеджмента ISO 14002:2004.

Компетентно

Константин Стежко, генеральный директор Сызранского НПЗ:

- На заводе развернута и успешно осуществляется обширная программа модернизации, направленная прежде всего на полный переход на производство моторных топлив стандарта "Евро-5", самых экологичных на сегодняшний день. С 2013 года наше предприятие уже выпускает по этим нормативам бензин и дизельное топливо, которые имеют устойчивый спрос как в столичном регионе, так и в крупных городах страны, где реализуется продукция СНПЗ. Но, согласно постановлению правительства РФ, с 1 января 2016 года все моторное топливо в стране должно выпускаться только по стандарту "Евро-5". Общее повышение эффективности производства до мировых стандартов даст нам возможность поднять и его экологическую безопасность. С прошлого года программа модернизации СНПЗ, которую НК "Роснефть" ведет без остановки производства, вступила в наиболее сложную и капиталоемкую стадию. Но проблем с финансированием нет. До 2016 года планируется завершить строительство уникального комплекса установки каталитического крекинга FCC, после чего на предприятии не останется морально и физически устаревшего оборудования, что, конечно же, отразится и на экологических показателях. Пуск FCC позволит предприятию полностью перейти на выпуск автобензина и дизтоплива евростандарта и поднять глубину переработки еще на 20 процентов. Сегодня на заводской площадке ведется строительство сразу семи технологических комплексов. На эти объекты ежесуточно выходит более полутора тысяч человек, а в пик работ, который придется на будущий год, их потребуется около 3000. Чтобы обеспечить людям нормальные условия труда, создается вся необходимая инфраструктура, включая бытовки и новую столовую. Но говорить о том, что в 2016 году модернизация на предприятии закончится - неверно, завод будет и дальше развиваться. Вырастет показатель глубины переработки нефти, значительно улучшится отбор светлых нефтепродуктов, то есть из одной тонны сырья, поступающей в производство, мы будем производить больше нефтепродуктов более высоких потребительских и экологических стандартов.

Нефть и газ Экология Самарская область Средняя Волга