Заложники революции
До 1979 года Иран был светской монархией, ориентировавшейся в своей политике на Запад. Шах Мохаммед Реза Пехлеви также проводил тотальную вестернизацию в культурной сфере, любая оппозиция была запрещена, выступления недовольных жестоко подавлялись. В конце 1970-х ситуация усугубилась экономическим кризисом - небывалая инфляция и разгул коррупции привели к тому, что режим терял последних сторонников.
Под давлением Запада, где также были недовольны нарушением прав человека в Иране, шах пошел на уступки: освободил часть политзаключенных, разрешил деятельность оппозиции. Ее самой сильной частью стало исламское духовенство, опиравшееся на беднейшие слои населения и студентов. Начиная с января 1978 года по стране прокатилась волна демонстраций, которые неизменно подавлялись. Жестокость властей привела к тому, что народное движение только ширилось, не помогло и введение военного положения. В итоге в начале 1979 года Реза Пехлеви бежал, что позволило вернуться в страну аятолле Хомейни, проведшему 15 лет в изгнании. В результате референдума Иран провозгласили Исламской республикой, власть перешла к духовенству.
4 ноября 1979 года толпа студентов напала на посольство США в Тегеране. Люди были недовольны, что Америка приютила у себя опального шаха, и требовали его выдачи. Десяток морпехов, охранявших посольство, ничего не смогли поделать с толпой, в результате 66 человек были взяты в заложники. 14 из них - женщин, афроамериканцев и одного тяжелобольного - позже отпустили. Еще шесть дипломатов избежали пленения, укрывшись в доме канадского посла. Любопытно, что последний эпизод вошел в основу оскароносного фильма "Операция "Арго", так как в результате блестящей операции этим шестерым удалось покинуть Иран по поддельным документам под видом участников съемочной группы. Об освобождении остальных 52 заложников американцы художественные фильмы снимать не стали, и скоро будет понятно, почему.
Орел выпускает когти
Освободить заложников дипломатическими усилиями не получилось, не помогли и санкции, введенные президентом США Джимми Картером: заморозка иранских счетов в американских банках, эмбарго на нефть. Позже между странами были разорваны дипломатические отношения. Исчерпав все мирные возможности по спасению людей, США решились на силовую операцию, получившую название "Орлиный коготь".
Ее разработкой занялись почти сразу после захвата посольства, в декабре 1979 года в секретном лагере начались тренировки отряда армейского спецназа "Дельта". Непосредственно в освобождении людей должны были участвовать три группы бойцов, получившие кодовые названия "красный", "голубой" (по 40 человек) и "белый" (13 военных) эскадроны. Первые два отряда атаковали здание посольства США, третий - МИД Ирана, где держали троих американских заложников. Для детальной отработки действий спецназа сделали точный макет здания посольства по этажам, проникнуть внутрь планировалось по инженерным сооружениям и через окна. Все бойцы были оснащены бесшумным оружием и одеты в гражданское, на рукавах курток имелись нашивки с флагом США, изначально скрытые: по ним спецназ должен был отличать своих от чужих. На все про все отводилось 45 минут, после чего заложники и группа захвата должны были эвакуироваться.
Однако до Тегерана еще надо было добраться, прорабатывались различные варианты проникновения в страну. Основной проблемой было огромное расстояние, которое предстояло преодолеть группе спецназа. Столица Ирана находится вдалеке от военно-морских и авиабаз США и их союзников, про вторжение автотранспортом (например, из Турции) и думать было нельзя - слишком велик риск, что его перехватят до того, как люди покинут страну.
В итоге основная роль в операции была уготована вертолетам, переброску сил вглубь страны проводили в два этапа. В первую ночь с авиабазы на острове Масира в Омане (более тысячи километров от Тегерана) три транспортных самолета С-130 "Геркулес" доставляли бойцов "Дельты" в точку под условным названием "Пустыня-1" в 370 километрах к югу от столицы Ирана. Во время Второй мировой войны там был британский аэродром, позже заброшенный. Еще три "Геркулеса" должны были подвести туда емкости с топливом для восьми вертолетов RH-53D без опознавательных знаков, которые прилетали чуть позже с авианосца "Нимиц". Выбор именно этих машин, предназначенных для уничтожения морских мин, был обусловлен их высокой грузоподъемностью. Кроме того, схожие вертолеты были и на вооружении иранского ВМФ, поэтому даже если бы их заметили, военные могли принять машины за свои.
После дозаправки вертолеты перевозили спецназ в пункт "Пустыня-2" в непосредственной близости от Тегерана, а самолеты возвращались обратно на Масиру. По плану, все эти перемещения должны были остаться незамеченными из-за допотопного уровня иранских ПВО, радары которых не могли засечь авиацию на низкой высоте.
Весь следующий день спецназ должен был провести в укрытии, а вечером на предоставленных американскими агентами грузовиках выдвинуться в центр Тегерана. Штурм посольства должен был начаться в районе полуночи, после освобождения заложников спецназ вызывал вертолеты либо прямо к зданию, либо к находившемуся неподалеку стадиону. Прикрывать отлет людей должны были самолеты огневой поддержки АС-130. Наконец, вертолеты с заложниками и спецназом направлялись на заброшенный аэродром Манзарийя, уже захваченный другой группой бойцов, туда же прибывали средние транспортные самолеты С-141, вывозившие всех людей на авиабазу в Египет.
"Хьюстон, у нас проблема"
Даже простое перечисление участвовавших в операции людей и техники, масштаб задумки ясно дают понять, что план не мог воплотиться идеально. Требовались четкие слаженные действия спецподразделений армии, флота и авиации, а учесть человеческий фактор до конца просто невозможно. Не говоря уж об ответных действиях иранских военных и других сюрпризах, которые могли случиться в центре многолюдного Тегерана. Однако то, что произошло в действительности, не могло присниться американским военным в самом страшном сне.
Операция началась вечером 24 апреля 1980 года. Как и задумывалось, шесть транспортных самолетов на предельно низкой высоте преодолели Оманский залив и вторглись на территорию Ирана. После посадки в точке "Пустыня-1" совершенно неожиданно обнаружилось, что рядом проходит довольно оживленная дорога. Американским военным пришлось задержать проезжавший мимо автобус с 40 пассажирами, их планировали отпустить после отлета. А вот ехавший позже водитель бензовоза подчиниться требованиям военных отказался. Опасаясь, что миссия будет раскрыта, спецназ уничтожил машину с помощью гранатометов. Столб пламени взметнулся на десятки метров и был виден издалека, понятно, что на эффект неожиданности рассчитывать уже не приходилось.
Следом подвела техника. Вертолеты ВМФ по пути к точке сбора попали в песчаную бурю, один из них элементарно заблудился и был вынужден вернуться на авианосец: из соображений секретности пользоваться радиосвязью запрещалось. Еще один сломался, так и не долетев до "Пустыни-1" (экипаж эвакуировали), третья машина дотянула до точки дозаправки, но тоже оказалась неисправной. Итого в строю осталось пять вертолетов, чего было недостаточно, чтобы вывезти из Тегерана всех спецназовцев и заложников.
Видя все это, командующий операцией полковник Бекквит отдал приказ к отступлению, но, как оказалось, главная беда ждала американцев впереди. Один из вертолетов поднялся в воздух, но потерял ориентацию в облаке пыли и врезался в самолет-заправщик. Из-за этого загорелось топливо внутри, произошел взрыв, обе машины моментально охватило пламя, погибли восемь летчиков. Оставшиеся бойцы сперва не поняли, что же произошло, подумав, что были атакованы иранской армией, и открыли беспорядочный огонь. Началась настоящая паника, вертолетчики бросили машины и поспешили укрыться в транспортных самолетах. Те, в свою очередь, срочно выруливали подальше от зоны пожара. В итоге весь американский спецназ покинул место операции на самолетах, бросив в пустыне пять целых вертолетов, а вместе с ними - секретные документы, карты, новейшее оборудование, деньги. По инструкции их следовало уничтожить, а в результате все это добро досталось иранской армии.
Вскоре события той ночи стали достоянием общественности, мир облетели кадры сгоревшей техники, американский спецназ был опозорен на долгие годы вперед. К тому же США поссорились с Оманом, власти которого об операции не знали - они запретили использовать авиабазу на Масире. 6 мая Картер объявил в стране траур по погибшим летчикам, а судьба заложников вновь решалась по дипломатическим каналам. Их освободили только 20 января 1981 года спустя 444 дня плена. На своих постах не удержались несколько армейских начальников, которых назначили ответственными в срыве операции. А в итоге "Орлиный коготь" стоил президентского кресла и Картеру, который проиграл на выборах Рональду Рейгану. Иранцы же соорудили на месте катастрофы "Мечеть благодарения" в знак того, что "божий помысел" защитил Исламскую республику от США.