История началась год назад, когда первоуралец Вадим купил обои для ремонта своей квартиры. По его завершении взялся за фотоаппарат - запечатлел свежеоклеенный угол квартиры, где на рисунке виднелись неэстетичные разводы и пятна плесени. Фото приложил к иску о нарушении прав потребителя, потребовав взыскать с продавцаденьги за все рулоны обоев. Дорогостоящую экспертизу, которая установила бы причину появления разводов и плесени, он не заказывал (чаще всего плесень - результат протечек. - Прим. ред.).
Его оппонент - индивидуальный предприниматель - предпочел не дожидаться суда, сразу же добровольно выплатил компенсацию, около 5000 рублей. Выплатить-то выплатил, однако потребовал вернуть бракованный товар.
- Сдирать обои не буду! У меня новый потолок, плинтусы, весь ремонт насмарку, - категорически отказался Вадим.
Коса нашла на камень: предприниматель подал встречный иск с требованием вернуть все обои, аргументируя тем, что они являются вещественными доказательствами при составлении рекламации в адрес производителя. Фемида оказалась на стороне продавца. Как пояснили "РГ" в суде, по логике вещей потребитель, который только что доказал, что купленный товар был испорчен, должен только радоваться, что избавился от него. Суд обязал его вернуть обои "в том состоянии, в котором они находятся". Но Вадим упрямился, с некачественными обоями расставаться не желал, запросил разъяснение. Ему ответили, что нужно содрать все полосы со стен и отдать взыскателю.
- В службу судебных приставов поступил исполнительный лист, возбуждено исполнительное производство, - рассказала "РГ" Ирина Тощева, главный специалист УФССП РФ по Свердловской области. - Пристав предупредил должника, что если в установленный законом срок тот не выполнит судебное решение, то распрощается не только с обоями, но и с суммой исполнительского сбора.
Не дожидаясь визита приставов с мастерками, первоуралец содрал обои, скатал в рулоны, отвез обратно в магазин и передал взыскателю под роспись в присутствии приставов.
- Ревнитель закона о правах потребителей мог бы избежать разорения своей квартиры, если бы внимательно прочитал инструкцию, которая вложена в каждый рулон. Там черным по белому написано: "Перед оклейкой размотайте и проверьте внешний вид обоев", - объясняет юрист Андрей Возчиков.
Андрей Артемьев, президент Всероссийской лиги защитников потребителей:
- Если бизнесмен знает закон, то легко справится с потребительским экстремизмом в суде. Если не умеешь правильно защищаться, потребитель тут не при чем: на то и щука в пруду, чтоб карась не дремал. Да, в глазах закона у клиента всегда преимущество, потому что он по определению слабее компании. Но мне приходится раз за разом объяснять бизнесменам, почему они должны инструктировать клиентов обо всех свойствах товара и услуги.