Впервые обнародовать основные пункты конституционной реформы Порошенко обещал еще 16 июня, но и к полудню четверга текста поправок не было на сайте Верховной рады, а сам Порошенко улетел с визитом в Страсбург и Брюссель. Зато украинские СМИ и политики обнародовали целых три варианта "конституции от Порошенко", сильно разнящихся между собой объемом и содержанием.
Как было объяснено, опубликованные вне официальных источников тексты содержат поправки депутатов, поэтому отделить конечные президентские положения от пожеланий народных избранников не представляется возможным. Впрочем, можно проанализировать общие для всех вариантов пункты, которые согласуются и с ранее сделанными высказываниями самого Порошенко.
Так, он намерен пересмотреть принцип формирования большинства в Верховной раде. Если сейчас правящую коалицию создают парламентские фракции, завязанные на руководство партий, то Порошенко предлагает формировать большинство на основе индивидуального членства. То есть любой депутат, даже прошедший в парламент под оппозиционными лозунгами, может стать членом большинства, достаточно об этом заявить письменно.
Таким способом сводится к нулю роль партийных лидеров, и открывается широкое поле для политической коррупции: натуральная покупка депутатов, и их многократные небескорыстные переходы между фракциями, порой враждующими - традиция украинского парламентаризма, с которой Порошенко, очевидно, не намерен бороться. Ради этого также предлагается отменить императивный мандат - обязательство депутата отстаивать интересы той силы, от которой он избирался.
Впрочем, эти поправки имеют и свою логику: дело в том, что сегодня Украина живет по конституции 2004 года, предполагавшей исключительно пропорциональную, то есть партийную, систему выборов. Нынешняя же Верховная рада избрана по смешанной системе - половина состава самовыдвиженцы, и большинство в ней сегодня фактически сформировано по принципу индивидуального членства. В ближайшем будущем Порошенко намерен вернуться к пропорциональной системе голосования, но уже на основе так называемых "открытых списков": досрочные парламентские выборы, о которых он так много говорит, должны пройти уже по этому принципу.
Также Порошенко намерен изменить способ назначения премьер-министра, генерального прокурора, главы Службы безопасности Украины (СБУ), руководителя Национального банка, министров обороны, иностранных дел, и руководителя еще не созданной структуры - Национального бюро расследований. Не вдаваясь в нюансы смыслов между формулировками, можно сказать, что Петр Порошенко между строк прописал себе в новой конституции практически единоличное право назначать и увольнять силовой блок, вкупе с генеральным прокурором.
"Децентрализация", которую Порошенко обещает, в проекте конституции выглядит как отмена института назначаемых из Киева глав областных и районных администраций, вместе с самим понятием "область". Порошенко видит Украину, состоящую из "регионов", где главы советов избираются народом, но над ними стоит назначенец - полномочный представитель президента, наблюдающий, по идее, за соблюдением конституции и законности.
Хотя функции распределения финансовых потоков из центра у представителей центра больше не будет, они могут через Порошенко отменить любое решение местной выборной власти - достаточно аргументированной докладной президенту. Таким же способом они могут инициировать роспуск избранных органов власти через президентский указ и обращение в конституционный суд.
Но что остается неизменным в президентском проекте - так это роль украинского языка. Он, по словам Порошенко, останется единственным и незаменимым официальным языком "децентрализованной" Украины.
Олег Царев был избран председателем парламента Союза Донецкой и Луганской народных республик. В парламент Союза народных республик входят 60 депутатов - по 30 от каждой. На своем первом заседании в четверг они приняли присягу. Ранее парламент Союза народных республик ратифицировал Конституционный акт о создании Союза (конституцию СНР).