Значит, 1:1 с Мексикой - совсем не случайность. А разгром Камеруна - лишь слабость соперника.
Но еще больше расхлябанной игры хозяев поля поразили ее лидеры. "Наш" Халк еще раз доказал, что цена в 100 миллионов, заплаченная за него "Зенитом", - ошибка селекции. Он, как и в Питере, был похож, нет, не на танк, потому что не к чему оскорблять благородный вид вооружения. Скорее на бездумно прущий вперед сельскохозяйственный комбайн, который взял на себя социалистическое обязательство собрать весь урожай, ни на что и ни на кого не взирая. Прямолинейность, отсутствие всякой тонкости в мыслях, пасах, примитивных комбинациях вряд ли компенсировались могучим напором. Постоянное выпрашивание штрафных у судьи еще могло бы произвести впечатление на часть фанатского сектора на стадионе "Петровский", но смотрелось неудачной комедией в исполнении кого угодно с ног сметающего, жирноватого тяжеловеса.
Подобная игра в былые годы была бы сочтена оскорблением для тонкого, техничного и исключительно умного бразильского футбола. Попробуйте представить такого вот Халка рядом с Пеле, Гарринчей, Вава или Диди. Это было бы не просто диссонансом, а полным нонсенсом. Однако сейчас Халк пробуется на роль лидера сборной - законодательницы футбольных мод. И это не только печалит, но и наводит на грустные размышления. Неужели у Бразилии нет форварда посильнее? А если, судя по всему, нет, то уровень футбола в стране не тот, что прежде.
Неймар, конечно, прекрасен. Филигранный дриблинг, сильный удар, определенная харизма, которой так не хватает Халку. И в то же время полный нарциссизм, бьющий не в глаза, а по глазам эгоизм. Жадность, не позволяющая отдать пас партнеру, находящемуся явно в лучшем положении для нанесения удара. Заигрывание с мячом. Показ собственной филиграннейшей техники в ущерб командным действиям. И конечному результату. Футболист велик, но в национальной сборной все его великолепные качества служат одному: показу и прославлению собственного величия.
Я так обрадовался, увидев хорошо знакомого нам по выступлениям в России Жо. Насторожило лишь, что по сравнению с недавним его бомбардирским прошлым лицо Жо вдвое потолстело. Не суди по внешности - всегдашнее предупреждение скороспелым даже не выводам, а предположениям. Но Жо действительно потяжелел. Не было прежней юношеско-молодежной легкости. Он тяжело передвигался: трудно счесть его мытарства на поле бегом. Не успевал на острые передачи, не видел партнеров. Он был лишь вдвое увеличившейся в объемах тенью прошлого, столь любимого, воздушного, быстроходного забивалы Жо.
Тренер Сколари сохранял спокойствие, что удивляло. Возможно, он-то хорошо знал, что из этой его команды больше ничего было не выжать.
Что еще поразило, так это судейство англичанина Вебба. Он "не видел и не слышал" всех бразильских взываний о пенальти и прочих штрафных, храбро не засчитал забитый с явным нарушением гол Халка, до конца был даже не непроницаемым, а каким-то презрительно отрешенным к катаниям по траве с заламыванием рук и остальным знакомым нам фокусам. Если Бразилии после победы еще пробиваться и пробиваться с весьма своеобразной игрой до финала, то фигура рефери в матче 13 июля обрисовалась в точнейших контурах.
Попадет ли туда, как того и требуется местным фанатам, Бразилия? С такой игрой это будет крайне сложно.