01.07.2014 00:10
Культура

Михаил Пиотровский получил премию за покровительство искусствам

Михаил Пиотровский получил премию за покровительство искусствам
Текст:  Елена Яковлева
Российская газета - Столичный выпуск: №144 (6416)
Михаилу Пиотровскому на днях была вручена международная премия Montblanc de la Culture Arts Patronage как образцовому покровителю культуры. Директор Эрмитажа рассказал "РГ" о значении премий для искусства.
Читать на сайте RG.RU

- Montblanc de la Culture - Монблан культуры - это и замечательная метафора, и название фирмы, которая производит красивые ручки и выступает активным меценатом в мире культуры. В частности, в Эрмитаже с их помощью мы отреставрировали замечательную "Чесменскую чернильницу", заказанную для Екатерины II в напоминание о победе над турецким флотом при Чесме. Той самой, которая открыла дорогу к покорению Крыма.

Пиотровский сам решит вопрос о переезде картин из Эрмитажа

Фирма активно участвует в нашем Эрмитажном эндаументе, а это очень важно, когда меценаты помогают создать фонд целевого капитала.

А буквально в день вручения премии они нам должны были подарить новый прекрасный рояль фирмы Стенвей (таможня задержала), который станет в здании Главного штаба участником современных музыкальных событий Эрмитажа.

И в этом контексте получить от них премию - как знак внимания и признания - очень почетно и приятно. Тем более что я оказался в "правильной" компании, среди лауреатов много моих хороших знакомых. Но самое главное - премия оценивает роль Эрмитажа как патрона искусства. Я все время пытаюсь объяснить, что музеи - это не просто время проведения досуга и оказания услуг, а институция, благодаря которой развивается искусство. Музеи на самом деле во многих случаях выступают именно как меценаты, тратя время, силы и заработанные деньги на поддержку искусства. У всех на устах сейчас проект "Манифеста" - это попытка приютить в Эрмитаже современное искусство и покровительствовать ему, пытаясь представить его как нормальное и приятное.

Многие инновации и новшества наших российских и мировых музеев часто связаны с новыми тенденциями в покровительстве искусству.

Мы в Эрмитаже гордимся, что вместе с журналом "Меценат" создали праздник - День мецената.

Я в своей ответной речи говорил, что Эрмитаж своим авторитетом помог реконструкции около 10 музеев России. Мы выставляли условие: "Привезем выставку из Эрмитажа, только если местный музей будет полностью приведен в соответствие с тем набором требований, которые у нас есть", и этим понуждали местные власти реставрировать многие музеи. Я уж не говорю о бесплатных программах, которые проводит любой из наших музеев. И жест Montblanc помогает нам внушить обществу понимание того, как важны музеи в культуре и обществе.

Очень важны международные премии, потому что почти все российские учреждения культуры работают на международном фоне, а кто-то, как Эрмитаж, и просто на международном "поле". Мы здесь со всеми равны, и когда это всеми признается, то это здорово. Но, с другой стороны, для музеев очень важны наши Государственные премии, престиж которых надо все время поднимать. Очень большие и престижные, они, между тем не получают того уровня PR-а, который должен их сопровождать. Ведь награждаются ими люди исключительные. А в последние несколько лет их получали и люди музейного труда - реставтраторы, создатели новых музеев в провинции. И это очень важное объяснение обществу, насколько важны для судеб страны культура и гуманитарное знание.

Полученная мною денежная премия составляет 15 тысяч евро. Я их получу, заплачу налоги, а потом решу, на какое доброе дело эти деньги потратить.

Культура