Участники рынка госзакупок и регуляторы обсудили первые итоги внедрения ФКС. Главный вывод - переход на новую систему проходит достаточно спокойно. В то же время эксперты пока не высказывают и чрезмерного оптимизма - контрактная система делает лишь первые шаги.
Общий объем заключенных контрактов в первом квартале этого года оказался несколько ниже прошлогоднего - 1,062 триллиона рублей против 1,067 триллиона. Вряд ли такое снижение можно назвать провалом. При этом объемы экономии оказались выше. Хорошо? Возможно, но не факт. Это "хорошо" еще придется проанализировать: не пошло ли снижение цены контрактов в ущерб качеству.
Кстати, что такое качественный госконтракт, участникам рынка и госрегуляторам еще предстоит сформулировать. Как сообщил на собрании Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) министр открытого правительства Михаил Абызов, решено готовить ежегодный национальный доклад о расходах и закупках. Но прежде необходимо определить главные критерии качества: деньги, время, надежность выполненных работ или что-то еще.
Между тем уже первые месяцы работы по контрактной системе выявили ряд ее недостатков и избыточного регулирования. На днях принят пакет поправок в закон. В частности, исключен ряд случаев обязательного обоснования закупки у единственного поставщика, упрощены закупки услуг по аренде недвижимости и ряд других поправок.
Как сообщил замдиректора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Алексей Галкин, в этом году предстоит принять закон об электронных процедурах закупок, а также отобрать новые электронные площадки, которые должны заработать в конце января 2015 года. Необходимо провести "деофшоризацию" системы закупок, а также сформировать каталог товаров, работ и услуг, библиотеку типовых контрактов. Большая проблема на сегодняшний день - профподготовка людей, занимающихся закупками. По словам Галкина, подготовкой таких специалистов занимаются не всегда грамотные организации. Поэтому предлагается ввести государственную аттестацию закупщиков.