04.07.2014 09:47
Общество

Уральцев научат любить Родину

Патриотизм в сегодняшней России - миф или реальность?
Текст:  Марина Порошина (Екатеринбург)
Российская газета - Неделя - Урал: №0 (6419)
В Свердловской области появилась собственная Стратегия патриотического воспитания. Документ с таким названием принят на заседании областного правительства, и жители Среднего Урала сразу оказались впереди паровоза: соответствующий федеральный закон еще только разрабатывается, в государственной "Программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации" нет даже намека на существование некоей общероссийской концепции патриотического воспитания. А на Урале поставили четкую задачу - научить сограждан любить Родину.
Читать на сайте RG.RU

"Уровень сознания повышается"

И в самом деле, в последнее время о патриотизме говорят все чаще и увереннее: он есть, он ощущается, он виден невооруженным глазом и даже поддается подсчету. Все началось неожиданно - с Олимпийских игр в Сочи: 81 процент россиян, по данным "Левада-центра", отметили у себя подъем патриотических чувств. Присоединение Крыма к России вызвало чувство гордости за страну уже у 88 процентов респондентов, взлетевший рейтинг президента - еще одно тому подтверждение. А блистательная победа нашей сборной на чемпионате мира по хоккею вызвала, по словам аналитиков, "третью волну патриотизма".

Эксперты обсудили "три волны" российского патриотизма

Патриотизм засиял разными гранями, вслед за "политическим и экономическим" последовал всплеск патриотизма "продуктового", зафиксированного опросом на сайте SuperJob (отрадно, что его чаще других демонстрируют представители молодежи - 81 процент полагает, что мы обеспечим себя едой без помощи Запада).

Невольно возникает вопрос: этот феноменальный всплеск изрядно подзабытых патриотических настроений - итог счастливого стечения обстоятельств или мы впервые за много лет наблюдаем результат незаметной и кропотливой идеологической работы властей? Ведь мало кто заметил, но государство уж давно исправно выделяет миллионы рублей на воспитание любви к Родине (упомянутая госпрограмма действует аж с 2001 года).

- Никакого подъема я не наблюдаю, - констатирует писатель кандидат философских наук Валентин Лукьянин. - Любовь к президенту не есть синоним любви к Родине. Разве молодежь перестала стремиться за границу? Или запела вдруг русские народные песни? Изучение же госпрограммы произвело на меня удручающее впечатление: великое множество откровенно бюрократических мероприятий - конференций, форумов, совещаний, семинаров. Деньги в них вкладываются огромные, но без видимой логики: миллион на издание какой-нибудь пустопорожней методической брошюры, миллион на красочный альбом, от которого, впрочем, тоже не будет никакого толку. Как вообще можно измерить результат патриотического воспитания? В каких единицах? Получится как у Ильфа и Петрова, когда заведующий клубом в своем отчете сочинил такой пункт: "Поднято ярости масс - 3".

Формальный подход

- Патриотизм как таковой был, есть и будет, - считает доктор философских наук Юрий Саранчин. -  Вопрос в масштабах явления. Сегодня они, на мой взгляд, невелики. Восторг по поводу победы на чемпионате мира по хоккею - это отрыжка нашего уязвленного самосознания. Вспомните серию игр сборной СССР с канадцами. Радость была, а такого вот государственно организованного восторга нет, потому что была самодостаточность страны: мы велики во всем, и в хоккее тоже велики. Сегодняшней молодежи нечем гордиться. Поэтому такие несистемные проявления величия России - хотя бы в спорте - они не только молодежи, они всем нам очень нужны. Но называть это подъемом патриотизма я бы не стал. Легко гордиться победами, юбилеями, но такие всплески - они ситуативны. Вот чемпионат мира по футболу пройдет - посмотрим…

"РГ" нашла автора популярного в сети стихотворения "Россиюшка"

Что касается программы патриотического воспитания. Да, ее масштабы впечатляют. Но меня совершенно не устраивает формализм. Мы ставим какие-то задачи, прилагаем усилия для их реализации. Затем мы должны отследить процесс, скорректировать его при необходимости, и только тогда будем знать, что именно и у кого мы воспитали. А в программе заложен чисто бухгалтерский подход: выделена такая-то сумма, запланировано столько-то мероприятий, в результате достигнуто повышение на столько-то процентов.

Эксперты, работавшие над уральской Стратегией, тоже далеки от оптимизма: по суммарной оценке различных видов исследования уровень патриотизма молодежи они честно оценили как низкий. Молодые люди не склонны руководствоваться патриотическими чувствами в принятии решений и планировании своей жизни. Патриотизм рассматривается ими как "сопутствующий", необязательный элемент культуры личности, он не престижен для молодежи. Себя молодые люди не ассоциируют с патриотами России, уступая эту честь представителям старшего поколения (и школьным учителям!): только 5 процентов ответивших считают, что молодежь относится к группе носителей патриотических ценностей.

Оценка патриотизма как меры ответственности за свою Родину тоже не характерна для молодых -  ощущение причастности к происходящему в стране, регионе, городе отметили только 8 процентов опрошенных, однозначно "нет" ответили 36 процентов.

А вот общероссийская программа со своих высот смотрит на дело куда более благостно: "В стране в основном создана система патриотического воспитания граждан… а также созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения патриотического воспитания. В результате проведенной работы уровень патриотического сознания граждан Российской Федерации повышается".

Любовь в процентах и баллах

Итак, как измерить патриотизм? Вопрос не праздный. Деньги выделены, освоены. Где-то это сделать и вправду несложно. Например, пункт 57 госпрограммы включает "подготовку и проведение всероссийского конкурса на разработку символики - российского галстука для подростков Российской Федерации". Объем финансирования: 0,4 миллиона рублей. Ожидаемый результат - возможность использования галстука в качестве объединяющего атрибута на молодежных мероприятиях. Срок исполнения - 2011 год. Наверное, кто-то этот галстук видел.

А как доказать, что "в результате проведенной работы уровень патриотического сознания граждан повышается"? Разработчики уральской Стратегии этот вопрос постарались решить. "Сформированность патриотического сознания граждан" будет измеряться в баллах и уровнях и включает в себя четыре компонента: когнитивный, мотивационный, поведенческий и ценностно-смысловой. Так, гражданин, находящийся на первом уровне патриотического сознания, "готов к осознанным патриотическим действиям и придерживается общероссийских государственных ценностей", а на четвертом - уже проявляет "готовность к самостоятельной социальной и политической жизнедеятельности и придерживается баланса ценностей семейных, региональных, российских, международных", а также имеет сформированное целостное гражданское мировоззрение.

Патриотическое воспитание - утверждение в сознании молодежи ценностей, которые являются условиями его гражданского взросления. Но эти ценности государством не сформулированы

Я далека от иронии. Если читать внимательно и непредвзято, то уральская Стратегия - документ на удивление добросовестный и максимально далекий от погремушечной игры звонкими терминами. В нем учтены три возможных сценария развития системы патриотического воспитания в Свердловской области, отражены основные риски реализации Стратегии, заложены механизмы мониторинга и контроля.

Более того, в нем есть отчаянная в своей смелости попытка честно ответить на вопрос, который на высоком уровне принципиально не замечают: а что именно мы собираемся воспитывать?

- У России до сих пор нет четко сформулированной национальной идеи, как нет государственной идеологии вообще, - обозначает суть проблемы Юрий Саранчин. - Нет ее понимания в обществе, не сформулирована она ни в программе, ни в проекте закона. Более того, понятие идеологии отсутствует в нашей Конституции. А без этого все разговоры о патриотизме и уж тем более о патриотическом воспитании - это метафизика, игра понятиями. Патриотическое воспитание - борьба за утверждение в сознании тех ценностей, которые окружают молодого человека и являются условиями его гражданского взросления. Стало быть, эти самые ценности должны быть государством четко сформулированы и донесены до граждан. Ничего этого пока мы не наблюдаем.

"Миссия Свердловской области как малой родины в формировании и развитии патриотизма граждан заключается в создании условий для жизни, способствующих развитию чувства гордости, защищенности, перспективам личного развития, созданию семьи, рождению и воспитанию детей, выбору пути профессионального развития, формированию ощущения сопричастности глобальным процессам развития и желания в них участвовать, готовности защищать свою страну и малую родину, выполнять долг военного и трудового служения".

Сложно? Да. Мы отвыкли думать такими категориями, мы давно привыкли "не заморачиваться" высокими материями, ощущая себя не гражданами, а налогоплательщиками и потребителями услуг. Тем более сложно в этой путанице понятий определить, кто и как именно должен воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине. Но первые шаги в этом направлении сделаны. А дорогу осилит идущий.

Мнение

Татьяна Галимова, директор гимназии № 104 Екатеринбурга:

- Конечно, никто не возлагает на учителей специальных дополнительных обязанностей - заниматься патриотическим воспитанием. Но до тех пор, пока в российском образовании в основном трудятся педагоги, чей средний возраст 40-45 лет, с патриотическим воспитанием все будет благополучно хотя бы потому, что эти люди воспитаны еще советской школой, пионерской организацией, стройотрядовским движением… Сегодня деидеологизация образования эпохи 90-х сменяется интересом к положительному опыту военно-патриотического воспитания. Он никуда не делся и до сих пор работает. Я считаю, вряд ли нужны дополнительные деньги "на патриотическое воспитание", потому что если будут деньги, то следом придут отчетность и формализм, казенный патриотизм.

Соцсфера Свердловская область Урал и Западная Сибирь