08.07.2014 11:20
Культура

В Екатеринбурге завершился театральный фестиваль "Коляда Plays"

Итоги фестиваля: прагматические и эмоциональные
Текст:  Игорь Витренко Никита Плеханов
В течение десяти дней в Екатеринбурге бушевал "Коляда Plays" - фестиваль современной уральской драматургии, на который вот уже восьмой раз слетаются театры со всей страны и из-за рубежа.
Читать на сайте RG.RU

Гран-при завоевал моноспектакль, который поставила и сыграла Николь Контолефа (Нью-Йорк) по пьесе Александры Чичкановой "Я - это я". Лучшим режиссером признан Илья Ротенберг из томского ТЮЗа ("Как я стал" Ярославы Пулинович). Актерские призы получили Августа Кленчина из Вологды ("Вперед и с песней!" Александра Найденова), Сергей Федоров ("Концлагеристы" Валерия Шергина в "Коляда-театре" и "Сатори" Константина Костенко в Свердловской музкомедии и Центре современной драматургии), Игорь Кудрявцев и Леонид Окунев (лучший актерский дуэт в спектакле тюменского театра "Ангажемент" "3 в 1" Николая Коляды). Лучшим детским спектаклем назван "ПапаМучительная-папамУчительная сказка" по пьесе Дмитрия Войдака (Омск). Лауреат приза "Надежда" - "Однажды все мы будем счастливы" Екатерины Васильевой в екатеринбургском молодежном театре-студии "Галерка".

По просьбе "РГ" о своих фестивальных впечатлениях рассказывают Игорь Витренко из Рязани и Никита Плеханов из Тюмени - преданные театральному делу люди.

Игорь Витренко, драматург: Зачем в театр приходят с цветами

Пожалуй, главный вывод, который я сделал из своей поездки на фестиваль "Коляда Plays": профессиональный театр, как творческая организация, о которой мечтал и которую делал Станиславский в начале XX века, возможен и сейчас. И это удивительно. Актеры! Прекрасные, востребованные актеры "Коляда-театра" не задирают перед тобой нос и не разыгрывают актер-актерычей, не говорят с тобой "поставленными" голосами и не делают театральных жестов.

Ведущий актер театра Олег Ягодин в недавнем интервью на вопрос "Чем актёры вашего театра отличаются от других?" ответил: "Всем. Тем, что они меньше всего похожи на актёров. Это Коляда, его фишка. Кинорежиссер Андрей Прошкин сказал: "У вас замечательная труппа "антиМХАТ". Ни по кому из нас не понять, что мы актёры какие-то". Подтверждаю: так и есть.

Станиславский писал о ком-то из актеров МХТ: "Сегодня он играет большую роль в "Царе Федоре", а назавтра в "Чайке" изображает сверчка за сценой". Я думал, что сегодня такое возможно только в любительских театрах. Но в "Коляда-театре" сегодня Олег Ягодин выходит Стэнли Ковальским в "Трамвае Желание", а назавтра - Лениным в "Группе ликования" (один выход в конце спектакля). И это не единичный пример. Я не могу представить себе "премьера" какого-нибудь академического театра, "опустившегося" до такого. Это счастье - видеть столько молодых (и дело не в возрасте), живых людей, влюбленных в дело, которым они занимаются. Так что спасибо "Коляда-театру" за обретение веры в профессиональный театр.

До Екатеринбурга я часто задавался вопросом: с чего вдруг люди приходят в театр с цветами? А вдруг все будет плохо, а вдруг ни один из актеров не будет хорош? На спектаклях "Коляда-театра" я понял: вот коллектив, в котором всегда есть, кому дарить цветы. Некоторые спектакли не задевали меня эмоционально, но в них были работы, за которые все равно хотелось благодарить. Когда в финале "Ба/По-другому" Николай Коляда и его актеры выходили во второй, в третий, в четвертый раз на поклон, я стоял и еле сдерживал желание самому кланяться этим людям, потому что со мной происходило чудо: я смотрел выдуманную историю, плакал, переживал и одновременно переосмысливал свою собственную жизнь. Это ли не радость!

Из спектаклей не "Коляда-театра" запомнился потрясающий омский "ПапаМучительная-папамУчительная сказка". Это моноспектакль Дмитрия Войтака (он же написал пьесу) про то, как папа остался наедине с ребенком (еще был замечательный кот), как они играли и что из этого вышло. Мне, как отцу, было невероятно интересно смотреть эту сказку, чуть не каждую минуту я вспоминал самого себя в подобных ситуациях. И, судя по реакции в зрительном зале, эффект узнавания срабатывал не только для меня.

Никита Плеханов: Кузнецы театральных идей

Для меня это был наиболее значимый из всех "Коляда-Plays’ов". Во-первых, так все было там отлажено, живо, круто и по нарастающей. Во-вторых, прошедший сезон "Коляда-театра" ознаменовался вещным проявлением внимания со стороны областного минкульта: помогали в финансировании и сдали новое здание. Это такой прорыв! И в связи с этим возникает масса нюансов, которые могли повлиять как на работу театра, так и на фестиваль. Но все решалось играючи отлаженной машиной под названием Театр, который создал Николай Коляда. Это не та машина, что работает формально, на основании документов, правил, норм, распределения полномочий и т.д. Это Театр в абсолюте, где все работают ради театра, живут им, а главное - понимают, что такое театр, любят его и уважают. Отсюда ответственность, доброжелательность, понимание и искренность, а еще, что важно, фантастическая атмосфера. Нигде более я такого не видел.

Все это позволило фестивалю сделать очередной качественный скачок. Кроме утренних обсуждений показанных накануне спектаклей, выходила фестивальная газета (так и называется - "Фестивальная газета"). Она была еще одним значимым участником фестиваля: ни одно обсуждение не обходилось без многократных ссылок на нее, она раскрывала подробности создания спектаклей, особенности того или иного театра, его жизни, и, разумеется, давала рецензии. Все это читалось и обсуждалось взахлеб. При этом я нигде ранее не читал рецензий от артистов театра. А здесь это было, причем так удачно, что проникаешься еще большим уважением к актерам Коляда-театра!

В Москве прошел вечер памяти великого сценографа Давида Боровского

Все понимают, что это не фестиваль достижений, а фестиваль-процесс, стимулирующий развитие современной драматургии. Его результаты неосязаемы и не поддаются учету и оценке сразу. Его задачи - поощрение драматургов школы Коляды и призеров конкурса "Евразия", создание поля для общения, дискуссий. Да, не все спектакли успешны, есть и слабые работы. Но, во-первых, необходимо поощрять сам факт обращения к "новой драме" - без этого театр замыкается и умирает, ибо теряет связь с реальностью, утрачивает остроту восприятия и язык, на котором можно и должно разговаривать со зрителем, с коллегами, с вечностью. Во-вторых, для многих театров сам факт постановки по современному тексту - событие, это надо поддержать. А в-третьих, здесь они могут сравнить себя с другими: через посещение других спектаклей, обсуждения, через газету и общение в актерском клубе.

8-й "Коляда-Plays" показал театральному миру, что итог его системной ежегодной работы уже есть: это - кузница театральных проектов, режиссеров, драматургов. И выиграл от этого, разумеется, Екатеринбург. Здесь "Коляда-Театр" и его создатель, его школа драматургов и актеров, а теперь появился и громко заявили о себе Центр современной драматургии и режиссер Александр Вахов ("Концлагеристы", "Сатори"). Для меня это и есть главный итог фестиваля.

Да, конечно, был изумительный "Башлачев. Свердловск - Ленинград и назад…" от режиссера Семена Серзина, были спектакли хозяев фестиваля, была еще Ники Контолефа из США, получившая Главный приз. Были радости, огорчения, даже недоумение и желание сбежать из зала на пятой минуте действа. Но главное, что были восторг, абсолютное погружение, радость и слезы на глазах после окончания спектаклей. Желание забиться в угол и побыть с самим собой, подумать. Это - настоящий театр. Это счастье. И это - "Коляда-Plays/2014".

Драматический театр Екатеринбург Урал и Западная Сибирь