- Идея введения регионального налога с продаж имеет свои плюсы и минусы, в зависимости от стратегии ее реализации. Безусловным плюсом станет перемещение налоговых сборов из центра в региональные бюджеты. Налог с продаж - это легко администрируемая система прямого налогообложения, удобная в первую очередь для представителей малого бизнеса. Однако при его введении необходимо сохранять паритет: например, сокращать ставку НДС или отказываться от основной части местных налогов. Тогда такая мера будет экономически оправданна, - полагает Агван Микаелян, управляющий партнер АКГ "ФинЭкспертиза".
"Налог с продаж - косвенный налог, поэтому строго формально налоговая нагрузка ляжет на конечных потребителей продукции, а бизнес будет выступать как своего рода "налоговый агент". Из этого первый очевидный минус для бизнеса - дополнительная нагрузка на администрирование налога. Второй минус для крупного легального бизнеса, занимающегося розницей, - это "недобросовестная" конкуренция с мелкими торговцами и рынками, которые, скорее всего, будут пытаться уклониться от уплаты налога. И, наконец, по низкомаржинальным товарам, чувствительным к росту цен, бизнесу, возможно, придется взять на себя часть налоговой нагрузки, фактически несколько снизив розничные цены, чтобы не отпугнуть потребителей, - считает партнер BDO в России Сергей Челышков.
А потребители явно будут недовольны. Увеличение цен вряд ли окажется в рамках заявленных 3%, так как предприниматели, вынужденные отдавать повышенный процент от оборота, без сомнений, захотят повысить и рентабельность бизнеса. Что автоматически увеличит стоимость конечного товара для потребителей не на 3% , а на все 5-6%, полагает Агван Микаелян.