Служба приема заявок
Станция проката на Тверской площади напротив мэрии, с помпой открытая месяц назад, в прошлый четверг не работала, о чем честно сообщила надпись на экране терминала. У меня нет личного кабинета в городской системе велопроката, и чтобы взять велосипед, мне нужно сначала зарегистрироваться - как раз на терминале. Звоню в службу поддержки (телефон указан на каждом велике).
- У нас небольшой технический сбой, - объяснила девушка-оператор. - Наши специалисты работают над его устранением со вчерашнего дня. Спасибо, что сообщили о неисправности станции, я приняла вашу заявку.
Оператор посоветовала мне попытать счастья на соседней велостанции на пересечении Тверской и одноименного бульвара - по словам оператора, жалоб на работу станции вроде бы не поступало.
И действительно - станция работала, но именно что "вроде бы": на ней мне удалось зарегистрироваться, а вот с оплатой опять возникли проблемы. Автомат не хотел принимать банковскую карту, утверждая, что произошла ошибка с PIN-кодом (еще до того, как я его ввела). После нескольких неудачных попыток звоню в службу поддержки.
- Наверное, все дело в техническом сбое, - говорит новая девушка-оператор. И предлагает воспользоваться соседней станцией на Тверской площади - той, откуда я только что ушла. Пришлось мне и новой моей собеседнице рассказать о том, что тот пункт проката не работает, и она тоже заверила, что приняла заявку. Уже почти потеряв надежду, иду к третьей станции - примерно посередине Тверского бульвара. Экран терминала не горит, но после беспорядочного нажатия на кнопки и тычков в экран все-таки активизируется и - о, чудо! - мне удается оплатить прокат.
На все процедуры и поиск работающей станции у меня ушел час, а вот покататься на новом, серо-серебристом, антивандальном и совершенно неугоняемом велике пришлось всего 15 минут - заднее колесо оказалось спущено. Звоню в уже ставшую родной службу поддержки. Там уточнили номер велосипеда и в очередной раз заверили, что моя заявка принята.
- Спасибо, что сообщили о поломке, к вам претензий нет, - успокоила девушка-оператор (у меня вырвался вздох облегчения). - Вы можете вернуть велосипед на станцию и через 15 минут, когда вам придет sms об окончании поездки, взять второй.
Sms-ка пришла не через 15 минут, а через час, но проверять техническое состояние второго велосипеда мне уже не хотелось. В пресс-службе столичного транспортного департамента "РГ" пояснили, что для этого существует специальный человек: сотрудник велопроката каждый день обходит станции и проверяет, "здоровы" ли его "двухколесные друзья".
По колечку Бульварному
По сообщениям пользователей, такие сбои в работе проката - не редкость. В частности, на прошлой неделе сбой был связан с тем, что на станциях вводили новый функционал - возможность пополнения карты "Тройка" и привязки ее к личному кабинету "велопрокатчика". Об этом "РГ" рассказала пресс-секретарь дептранса Алена Еремина. Отметим, что оплатить сам прокат "Тройкой" нельзя - с ее помощью можно лишь идентифицироваться без ввода логина, приложив карту к электронному блоку велосипеда.
Напомним, сейчас в столице действует 19 станций велопроката, расположенных на Бульварном кольце и Фрунзенской набережной, в общей сложности на них хранится около 200 велосипедов. К августу станций будет уже 150, пообещал заммэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов.
В этом году в столице обновили терминалы проката, а также заменили сами велики. Они стали более крепкими и устойчивыми (и более тяжелыми), а кроме того, их не так-то просто угнать: если вы вовремя не вернули велосипед на станцию, у него заблокируются колеса, и велик просто не поедет. Прошлогодние красные велосипеды отправили в Санкт-Петербург, где на прошлой неделе открылось 29 точек городского проката.
- Хорошие прогулочные велики, катаюсь регулярно, - рассказал "РГ" москвич Руслан Грудцинов. - Антиугонный трос встроен в руль, появился дисплей, который показывает километраж и оставшееся время. Из минусов - велики очень тяжелые, в подземный переход спускаться трудновато. Когда появятся обещанные пункты проката, на полном серьезе можно будет рассматривать велосипед как альтернативное средство передвижения, но пока на нем можно только покататься по центру.
Велик против метро
Развитие велосипедной инфраструктуры активно декларируется столичными властями, под этим лозунгом в конце июня по Садовому кольцу проехал большой велопарад, который посетили 10 тысяч человек. Однако большинство москвичей считает, что Москва все еще недружелюбна к велосипедистам. Об этом свидетельствуют данные опроса Фонда "Общественное мнение". 61% респондентов заявили, что передвигаться по городу на двух колесах некомфортно, а собственный велосипед есть лишь у 40% москвичей. Большая часть - 19% опрошенных - катаются на велике ради развлечения, для 6% это спорт, и только 3% используют велосипед в качестве средства передвижения. При этом 71% опрошенных никогда или почти никогда не ездит на велосипеде по Москве - из-за и большого количества машин и отсутствия велодорожек.
- Неуверенному велосипедисту страшно ехать по обочине узкой дороги, - поделилась с "РГ" москвичка Екатерина Ярославцева. - К тому же почти всегда обочины забиты припаркованными машинами, а в парках под колеса лезут пешеходы. Велодорожек очень мало, да и на них направления не соблюдаются, не знаешь, что или кто вылетит на тебя из-за поворота. В общем, не езда, а стресс сплошной.
Отдельная проблема - провезти велосипед в метро. (Напомним, заходить в подземку можно только со складными и детскими велосипедами). С учетом того, что "диаметр" Москвы внутри МКАДа составляет около 40 км, ездить из одной части города в другую на одном только велосипеде по силам не каждому. В качестве выхода город предлагает велосипедистам парковки у метро.
- Велопарковок маловато, хотя и те, что есть - пустуют, - продолжает Екатерина. - Я бы, если честно, побоялась оставлять велосипед у метро на весь день, хотя он у меня не золотой. Еще проблема с веломастерскими: понятно, что их не должно быть слишком много, но сейчас поездка в мастерскую превращается в целое приключение с учетом того, что в метро велик не провезешь…
Тем не менее нужно отметить, что пустуют велопарковки только в центре города, возле конечных станций метро они забиты. Тем временем, как сообщает столичный дептранс, до конца 2014 года в Москве планируется обустроить 136 км новых велодорожек (в дополнение к 146 км имеющихся). Больше всего дорожек появится в ЗАО и ЮЗАО (56 км), в центре обустроят 17 км дорожек, артерией станет Бульварное кольцо. В ЗелАО будет организовано 44 км дорожек, а в Митино - 19 км. В 2015 году 18 км велодорожек планируется протянуть вдоль реки Яуза.
Петр Дворянкин, руководитель велосипедного движения "Русвелос":
Ездить по Москве стало удобнее, но до уровня европейских стран нам еще далеко. В больших мегаполисах мира велопрокаты расположены по всему городу - из спальных районов можно ездить как в центр, так и в соседние спальные районы. Нужно создавать как можно больше велодорожек и - очень важно - выводить их за МКАД, ведь Подмосковье идеально подходит для велотуризма. Есть проблемы и с качеством прокатных велосипедов - если в городском прокате они классные, то у частников - просто беда.
Справка "РГ"
Стоимость городского велопроката складывается из абонентской платы и оплаты за время поездки. Оплатить прокат можно только карточкой, наличные терминал не принимает. При аренде на сутки абонентская плата составляет 150 рублей, на неделю - 400, на месяц - 600, на весь сезон - 1200. Это плата только за "посадку" - в течение оплаченного времени можно брать велосипед со станции сколько угодно раз, только между поездками должно быть не менее 15 минут и одна поездка не должна длиться более двух суток. Плюс к этому, во всех тарифах, кроме сезонного, с карты снимается 1000 рублей депозита. После окончания срока аренды депозит возвращается за вычетом оплаты накатанного времени. Поездка до 30 минут - бесплатно, до часа - 30 рублей, до 2 часов - 90 рублей, до 3 часов - 400 рублей, до 6 часов - 900 рублей, до 24 часов - 1500 рублей, до 48 часов - 3000 рублей. Если вы не вернули велосипед через 48 часов - он считается украденным. Штраф за потерю велосипеда составляет 30000 рублей.