Принятие поправок можно только приветствовать, вопрос об увеличении возмещения до 1 млн рублей обсуждался давно. Аргументом "за" всегда было повышение доверия населения к банковской системе в целом, а это означает в конечном итоге приток денег в экономику. Однако оставалось весьма сильное возражение: получая гарантии, клиенты банков не особенно раздумывают над качеством работы банка, предлагающего повышенные проценты по вкладам. Таким образом, риски государственной системы страхования увеличиваются.
Закон в его новом варианте решает обе задачи. С одной стороны, вкладчики получают повышенные гарантии, а именно - 700 тыс. рублей сразу после возникновения страхового случая с банком и еще 300 тыс. рублей в случае, если в потерявшем лицензию банке остались средства. С другой стороны, такой подход заставляет вкладчиков быть осторожнее в выборе банка. Я уверен, что после вступления поправок в силу 90% вкладчиков с крупными депозитами будут получать эти дополнительные 300 тыс. рублей, пусть и не настолько быстро, как основную сумму страхового возмещения. Люди станут осторожнее при размещении средств. Полагаю, что со временем это приведет к некоторому увеличению суммы среднего вклада в стране.
Но принцип разумности для вкладчиков это не отменяет как при выборе банка, так и при размещении средств, которые при больших суммах лучше все же разделить между несколькими банками.
Нам же, законодателям, нужно идти дальше. Я не имею в виду введение полного запрета на страхование вкладов с завышенными ставками - к этому россияне точно не готовы. А вот вопрос о введении дифференцированных отчислений в фонд страхования вкладов, нагрузка на который растет, давно назрел. И прямым критерием дифференциации отчислений для банков должна стать именно ставка по привлекаемым депозитам населения. Чем она выше среднерыночной, тем больше банк должен заплатить в фонд страхования вкладов.