Однако интрига в картине двух дебютантов захватывающая, а актерский состав - такой, что позавидуют и маститые режиссеры.
Сюжет из той серии, что сейчас стала очень модна - о том, как станут развиваться высокие технологии в ближайшее время. Главного героя, ученого и разработчика искусственного интеллекта, которого и играет Депп, подключают к компьютеру, соединяющему в себе все наработки человечества за последнее время. И тут жажда знания у него превращается в жажду власти и контроля. Новый интеллект начинает менять окружающую реальность. Партнерами Деппа по фильму стали Ребекка Холл, Пол Беттани, Киллиан Мерфи, Кейт Мара и Морган Фримен, который рассказал в интервью о том, почему нельзя отказаться от технологий, и как важно их контролировать, не сдаваться им на милость.
В фильме затрагивается проблема того, что новые технологии однажды могут перестать быть нашими помощниками и стать нашими хозяевами. А вы в повседневной жизни часто пользуетесь новыми технологиями?
Морган Фримен: А кто нет? Все мы их постоянно используем. Сейчас я вам кое-что покажу (встает и включает свет). Это что, по-вашему? Технология. В мире нет ничего, чтобы мы могли сделать или задумать без того, чтобы не зависеть от технологий.
Но согласитесь, что раньше люди гораздо меньше зависели от технологий. Вы бы хотели вернуться в то время?
Моргам Фримен: О, нет (Смеется). Одна из тех прекрасных вещей, которые подарили нам новые технологии, - долголетие. Сейчас мы живем вдвое дольше, чем в те времена, когда людям приходилось вкалывать за каждый глоток воды и кусок хлеба. Когда-то, чтобы принять ванну, вам нужно было принести воды, зажечь огонь, подогреть воду, да еще и найти емкость, куда бы вы поместились вместе с нагретой водой. В общем - постоянный труд, а работа - это вообще-то занятие, вызывающее стресс. Сейчас мы можем расслабиться и доверить это технологиям.
Ну а то, что искусственный интеллект может поглотить человеческий разум, вас не пугает?
Морган Фримен: Я бы не сказал, что это меня пугает. Но я уверен, что человечеству нужно внимательно относиться к идее искусственного интеллекта. Компьютеры - это хорошо. Роботы - хорошо. Но давайте оставим их в ранге машин, подконтрольных нам. Не стоит создавать машину, способную контролировать нас. Думаю, если человечеству удастся сотворить настоящий искусственный интеллект, обладающий самосознанием, то он мгновенно возомнит, что лучше своего создателя. Интеллект будет принимать решения, исходя из чистой логики, а не из эмоций или учитывая то, болит у него сегодня голова или нет. Иметь сознание - это одно, а быть эмоционально вовлеченным в жизнь множества людей, социума - совсем другое. Искусственный интеллект, даже с присутствием некоторой формы души, все равно будет действовать как искусственный интеллект. Без пульсации крови, без дыхания, без желания заняться сексом.
В "Превосходстве" вы играете профессора Джозефа Таггера, эксперта в области искусственного интеллекта. Он - мудрый человек. В течение вашей карьеры вы не раз играли таких мудрецов. Вы даже сыграли Бога. Как думаете, почему так складывается?
Морган Фримен: (Смеется). Ну, я уж точно ни на кого из своих персонажей не похож. Вся эта солидность… Часто спрашивают: "Как вы готовились к роли Бога? Какие исследования проводили перед тем, как сыграть Создателя?" Да я просто прочитал сценарий. Вот и все.
Вы уже работали с Уолли Пфистером на фильме Криса Нолана "Бэтмэн". Тогда он был оператором, сейчас выступает режиссером "Превосходства". Как он справился с этой ролью?
Морган Фримен: Великолепно. С ним легко работать, потому что ты получаешь именно то, что видишь, в Уолли нет второго дна, и он мне нравится. Если Уолли еще пригласит меня сниматься в каком-нибудь из своих фильмов, я соглашусь. Даже ничего спрашивать не буду.
Вы не устраивали ему тяжелые времена?
Морган Фримен: Я бы так не сказал, хотя действительно иногда задаю режиссерам трепку. Правда, довольно быстро они понимают, что у меня такое чувство юмора. Например, во время съемок фильма "Starперцы" я сказал режиссеру, что если бы он знал, что делает, работа шла бы куда быстрее. (Смеется).
Это, наверное, худшее из того, что можно сказать режиссеру.
Морган Фримен: Я и сам однажды снял фильм как режиссер (политическая драма о борьбе за власть в Южной Африке "Бофа", 1993 год). И есть две вещи, которые я перенес с трудом: процесс съемок был очень длинным, и мне не нравится пост-продакшн (смеется).
А вы не хотели бы просто жить у себя дома, в штате Миссисипи, не работать, наслаждаться жизнью?
Морган Фримен: Я снимаюсь, потому что очень это люблю. К тому же, сейчас моя карьера достигла такого уровня, что сценаристы или режиссеры, работая, придумывают что-то именно для меня. Так что мне не нужно выискивать себе роли. Я просто жду звонка.
А когда нет предложений о работе, вы не скучаете?
Морган Фримен: У меня много увлечений. Я много путешествую, и везде меня просят рассказать что-нибудь интересное. Я не выступаю с речами, то есть не готовлю текст заранее, но меня всегда увлекает живая беседа. Так что я не сижу, нервно кусая ногти и думая, чем бы заняться. И еще я играю в гольф. (Смеется). Если вы хотите почувствовать себя униженным, то нет ничего лучше, чем сыграть в гольф.